Уроки тишины для детей
Детей учат грамотно общаться, правильно себя вести, быстро реагировать, но в жизни не менее важно уметь и внимательно слушать, и молчать, и сдерживать свои порывы и язычок.
В системе итальянского врача и педагога Марии Монтессори есть «Уроки тишины», предназначенные для тренировки воли, концентрации внимания и для отдыха нервной системы. Длятся эти уроки всего несколько минут, и их с лёгкостью можно делать дома.
Уроки тишины для детей
Слушаем тишину. Ребёнку нужно закрыть глазки и постараться уловить, что происходит вокруг: шуршит, гремит, скрипит, звенит, звучит… Упражнение лучше делать в паре, чтобы через несколько минут обсудить услышанное.
Слушаем себя. В этом упражнении нужно закрыть и глаза, и ушки, чтобы можно было услышать стук сердца, дыхание, урчание, сопение.
Хрустим и слушаем. Потребуются сухарики, кукурузные хлопья, чипсы, которые нужно жевать с закрытыми глазами и ушами. Слушаем хруст, а потом обсуждаем, на что похожи издаваемые звуки.
Трогаем ладони. Как и в предыдущих упражнениях, закрываем глаза и уши. До ладошки ребёнка нужно коснуться, например, пёрышком, колоском, ленточкой, а затем обсудить ощущения.
Трогаем и нюхаем. Малышу нужно опять закрыть глазки и протянуть родителю ладошки. Предупредить его: «Я положу тебе кое-что в руки, а ты угадай, что это такое. Предмет можно потрогать и понюхать. В конце упражнения надо обсудить, каким образом ребёнок догадался, что за предмет в его руках.
Только шёпотом. Несколько минут и детям, и взрослым нужно разговаривать исключительно шёпотом и пытаться расслышать слова, которые произносятся членами семьи тихо и издали.
Без шума. Многие дети двигаются довольно шумно, так как по-другому не умеют. Надо учиться. Пусть ребёнок встанет со стула как обычно, а затем постарается сделать это движение бесшумно — не двигая стул.
Пусть учится ходить на цыпочках. Выложить линию, вдоль которой нужно бесшумно пройти, а потом и проскользнуть. Со временем усложнить задачу: вдоль линии поставить в беспорядке стулья. Задача — пройти на цыпочках и не задеть предметы.
Замечательное умение — бесшумно переставлять предметы на полках. Пусть ребёнок осторожно берёт, а затем так же аккуратно ставит их на то же самое место.
Тишина перед сном. Вечером все члены семьи собираются вместе, и часто в доме становится очень шумно — домочадцы смотрят телевизор, слушают музыку, играют в видеоигры. Попробуйте устроить пару вечеров в неделю так, чтобы на час-полтора перед сном дом погружался в полную тишину. Приглушите свет и предложите спокойные занятия — читать, раскрашивать, собирать пазлы, лепить из пластилина, конструировать, рисовать, заниматься рукоделием. Поощряйте детей находить спокойные занятия, приносящие радость.
Старайтесь проводить с детьми больше времени на природе: слушать пение птиц, шум ветра, стрекотание кузнечиков, шелест листьев. Пусть дети замечают это!
Комментарии