Улучшаем речевые навыки ребенка дома
1. Давайте ребенку время на ответ
Большинство из нас обычно не могут дождаться того момента, когда собеседник закончит предложение, и прерывает его речь своими собственными высказываниями.
Родителям же важно давать ребенку время подумать, то есть нужно ждать 5–10 секунд, пока он не соберется с мыслями, чтобы сформулировать свой ответ. Это время поможет ребенку обдумать все то, что он хочет сказать. К тому же такой подход может предотвратить или облегчить заикание у некоторых детей.
2. Не исправляйте ребенка чрезмерно
Если вы требуете, чтобы ваш ребенок произносил звук правильно, особенно если этот звук он сможет произносить только когда станет старше, пожалуйста, не делайте этого! Переборщить с исправлениями – значит навредить навыкам коммуникации вашего ребенка.
Чем больше вы будете требовать от ребенка правильного произношения, тем хуже будет получаться. Вы же не хотите, чтобы умение произносить звуки и говорить приобрело негативную окраску в глазах ребенка, ведь в таком случае он может вообще прекратить это делать.
Пожалуй, здесь уместна следующая аналогия: попытка заставить ребенка правильно произносить слово или звук похожа на попытку заставить человека, который не умеет готовить, готовить лучше.
3. В разговоре относитесь к ребенку как к равноправному партнеру
Для выполнения данного совета необходимо соблюдать баланс. Вы должны разговаривать с ребенком так, будто он взрослый, но в то же время помнить о том, что он еще дитя.
Разговор с ребенком как со взрослым не означает использования взрослой лексики, шуток, или информации, которую он не поймет. Это означает, что вы должны высказываться по очереди, используя зрительный контакт, и относиться с уважением к тому, что он говорит.
Что касается детей младшего возраста, то, вероятно, будет много ситуаций, когда вы просто не сможете понять, что они лепечут, тем не менее, когда настанет ваш черед говорить, сделайте наилучше предположение о том, что они говорят, и отвечайте… даже если вы не уверены в том, что именно они имели в виду.
Не говорите с малышом совсем уж по-детски в течение всего дня. После того как ему исполнилось девять месяцев, старайтесь ограничивать данный способ общения.
4. Будьте хорошим примером
Для детей родители должны являть наилучший пример для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Если вы хотите развить хорошие речевые навыки у вашего ребенка, то должны продемонстрировать ему, что и сами ими обладаете. Чтобы развить хорошие речевые навыки у ребенка, вы должны постоянно разговаривать с ним на уровне, немного превышающим его собственный уровень речи. Таким образом, дети будут постоянно тянуться к вашему, более высокому уровню и совершенствовать свои навыки.
5. Выключите телевизор
По телевизору действительно идут различные передачи для детей, что дает вам столь необходимые паузы и перерывы, но старайтесь включать его как можно реже. Просто помните о том, что чем меньше времени у вас включен телевизор, тем меньше ребенок будет ожидать, что его включат. Это окажет ему добрую услугу в долгосрочной перспективе. Следование этому совету поможет ребенку развить свое воображение, научиться самостоятельно занимать себя и, как следствие, укрепить свои речевые навыки.
6. Читайте книги и не только
Читайте вместе с малышом надписи на коробке со всевозможными хлопьями, на футболках людей и указателях на улице. Чем больше вы погрузите ребенка в среду звуков речи и структуры языка, тем скорее он начнет понимать его.
При чтении книги имейте в виду, что не обязательно читать ее слово в слово. Можно просто смотреть на картинки и рассказывать о том, что вы видите. Например, при чтении «Золушки» можете сказать: «О, нет! Она потеряла свою туфельку» или «Мышки превратились в прекрасных лошадей» и т. д.
Такой подход помогает ребенку не только научиться использовать свое воображение, но и развить свои навыки как в области восприятия речи, так и в области использования ее выразительных средств. Попробуйте прочитывать хотя бы одну небольшую книжку в день, и вскоре вы заметите положительный результат.
7. Задавайте открытые вопросы (предполагающие развернутый ответ)
Будьте внимательны с выполнением этого совета. Не нужно бомбардировать ребенка вопросами в надежде на то, что этот процесс сам по себе приведет к развитию отличных речевых навыков. Позиционируйте себя как пример для подражания и равноправного собеседника, а не как экзаменатора.
Открытые вопросы – это те, которые предполагают развернутый ответ вместо «да» или «нет». Эти вопросы будут учить вашего ребенка думать, анализировать и искать причинно-следственные связи.
Вот как превратить простые вопросы в открытые:
Вопрос: вы ходили в магазин? (Предполагается ответ только «да» или «нет»).
Открытый вопрос: куда вы ходили? (Предполагается развернутый ответ).
Продолжение открытого вопроса: И что вы там видели?
Вопрос: понравилась ли тебе книга?
Открытый вопрос: что тебе понравилось в этой книге?
Продолжение открытого вопроса: а что бы ты изменил в сюжете этой книги?
«Расскажи мне о…» – одна из самых полезных фраз для развития речевых навыков.
8. Часто повторяйте слова
Особенно, когда дети еще маленькие. Они должны слышать звуки и слова по крайней мере сто раз, прежде чем начнут пытаться их произнести. При этом не ограничивайте количество раз, которое вы говорите одно и то же слово. Повторение – ключ к обучению, к тому же оно улучшает речевые навыки.
9. Делайте выводы и объясняйте последствия
Чем раньше вы объясните детям концепцию причин и следствий, тем лучше. Это не значит, что вам нужно читать пространные лекции двухлетнему малышу, но когда что-то происходит или он сделает что-то неправильно, помогите ему понять, почему это получилось именно так.
Пример для детей младшего возраста: ребенок залез на стульчик, встал, оступился, упал и начинает плакать (при условии, что он не травмировался). Один из родителей может сказать: «Ты упал» или «Ты ударился», «Тебе не стоит стоять на стульчике».
Пример для старшего ребенка: ребенок не говорит вам, куда он собирается. Родители могут сказать: «Подумай, что будет, если ты поранишься или с тобой что-то случится, а я не буду знать, где ты?». Помните, что вы можете и должны произносить это в позитивном ключе.
Положительный пример: ребенок вас послушался и убрал в своей комнате. Родители могут сказать: «Спасибо, что убрал у себя, теперь можешь поиграть с друзьями, ведь ты сделал то, о чем я тебя просил(а)».
И наконец, последний, но не менее важный совет.
Комментарии