Как помочь детям адаптироваться к изменениям
Греческий философ Гераклит сказал когда-то: «Единственное, что является постоянным, это изменения».
Дети непрерывно сталкиваются с большим количеством новой информации, новых условий, занятий, ожиданий, людей и многого другого. Поэтому само собой разумеется, что чем больше времени они проводят в тех местах, с предметами, традициями и людьми, которые им уже хорошо знакомы, тем более безопасно и уверенно они себя чувствуют и тем менее вероятно, что они будут перегружены и ошеломлены.
Дети любят установленный порядок, привычный ритм и проводить время, делая то, что они уже хорошо освоили и в чем неплохо преуспевают. В то же время дети вынуждены постоянно учиться и исследовать новые территории, приспосабливаться к изменениям. При этом они хотели бы изучать новое, пребывая в надежном и безопасном месте, чувствуя, что о них заботится тот, кого поистине волнует их благополучие. Вот почему очень важно стать для ребенка «мостом» связи и доверия к новому человеку или новой обстановке.
Ребенок узнаёт о том, кто безопасен, а кто нет, от вас, поэтому, вместо того чтобы ожидать от него самостоятельного установления новых контактов и построения связей, помогайте ему во время общения с новыми людьми, помогайте делиться своими мыслями и переживаниями, а также помогайте другим людям лучше узнавать вашего ребенка. Маленьким детям нужен посредник – тот, кто расскажет, какие связи необходимы, а также о том, как их построить. При этом важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность при реализации своих коммуникативных и других потребностей. Помните о том, что он хочет чувствовать заботу тех людей, которые, как он считает, действительно искренне прислушиваются к нему, беспокоятся о нем и готовы терпеливо помогать адаптироваться к новой ситуации или занятию.
Независимость зиждется на твердом фундаменте удовлетворенных потребностей ребенка в зависимости. Во времена перемен ребенок будет пытаться получить все, что ему нужно от человека или людей, которые любят его и заботятся о нем больше всех. Ребенок нуждается в большей чуткости родителей и принятии ими того факта, что ему необходимо немного больше взаимосвязи с ними, близости, тепла, поддержки и внимательного выслушивания. Мы, взрослые, принимаем как должное большое количество знаний и навыков, которыми владеем, ведь нам уже не нужно беспокоиться об их приобретении. Но наши дети ежедневно узнают много нового, и даже скучные разговоры взрослых, которые они случайно слышат, им незнакомы и непонятны. Обучение и примирение с новым отнимает у них много энергии и может привести к большому количеству разочарований и негативных эмоций, поэтому не удивительно, что детям требуется гораздо больше времени для сна, чем нам!
Вот несколько типичных перемен, которые испытывают многие дети: рождение брата или сестры, переезд в другой город или дом, — они являются огромными переменами для ребенка, к которым ему необходимо адаптироваться. Также и болезнь приносит изменения, к счастью, в основном временные, но достаточно большие, которые зачастую проявляются в настроении родителей, ребенка или обоих! Другие распространенные изменения, через которые проходит большинство семей: выход родителя на работу, отлучение от ночного кормления или грудного вскармливания, увеличение количества конфликтов между родителями, новый опекун или няня, поход в школу или смена школы, период полового созревания и многие другие. Кроме того, существуют действительно масштабные перемены, такие как развод родителей, тяжелая болезнь, эмиграция, несчастные случаи или смерть в семье. Впереди всегда будут ждать изменения, неожиданные перемены, иногда интересные, иногда утешающие, но почти всегда сложные, в чем-то дестабилизирующие и подчас травмирующие.
Когда происходят перемены, многие дети могут чувствовать себя в меньшей безопасности и быть более напряженными. Когда ребенок чувствует себя неуверенно и напряженно, ему тяжелее справляться с чем угодно, даже с самыми маленькими трудностями. Печаль из-за расставания с мамой или папой во время похода в школу или грусть об окончании игры с другом может вызвать более глубокое чувство горя, связанное с большими переменами. Например, девочка может быть вне себя от горя и страданий, от того, что, когда она вернулась в библиотеку за забытой карточкой, библиотека оказалась закрытой. Мать этой девочки умерла несколько лет назад, и маленькая печаль задела ее большое чувство горя, глубоко прячущееся внутри. Если мы будем с любовью прислушиваться ко всем подобным чувствам ребенка, это сделает его намного сильнее.
Перемены всегда сопровождаются нарушением привычного хода тех или иных событий. Стресс от изменений у разных детей проявляется по-разному. Многие дети становятся излишне прилипчивыми, навязчивыми и требуют большего количества родительских объятий, больше сказок перед сном и больше внимания в целом. Также для детей в таких случаях обычно проявление регрессивного поведения. Так, у четырехлетнего мальчика, давно приученного к горшку, могут случиться несколько инцидентов. Трехлетняя девочка, которая давно и счастливо спит в своей собственной кроватке, внезапно может захотеть спать с родителями. Голоса взрослых мальчиков и девочек могут вдруг зазвучать в высокой тональности и порой даже напоминать визг. Семилетний ребенок может начать толкать своих друзей, когда сердится, – так же, как он поступал несколько лет ранее.
В периоды дополнительного стресса, связанного с изменениями, можно ожидать усиления сопротивления ребенка или даже агрессии. Важно установить ограничения, целью которых будет предотвратить разрушительное поведение, но необходимо помнить, что родительская жесткость и наказания не помогут исправить поведение детей или их эмоциональное состояние. Даже когда мы устанавливаем ограничения или напоминаем детям о невыполненных заданиях, только наше сопереживание и понимание тех чувств детей, которые являются причиной их склонности к противодействию, позволяют им чувствовать себя в безопасности и в конечном итоге справиться с трудными чувствами, вызванными переменами.
Поскольку ребенок, испытывающий неосознаваемые переживания, связанные с предполагаемой или недавней переменой, вряд ли способен определить и выразить их убедительно, скорее всего, он продемонстрирует эти чувства с помощью асоциального поведения. В таком случае очень важно предоставить ему дополнительную эмоциональную теплоту и поддержку, а не сосредотачивать свое внимание на его раздражительной манере поведения. Важно помнить, что дети не хотят сделать нашу и без того напряженную и загруженную жизнь еще сложнее, они просто не могут управлять своими сильными чувствами без нашей эмоциональной поддержки.
Изменение может сделать ребенка очень раздражительным, при этом родители могут чувствовать огромное напряжение, стараясь не высказывать требования и не исправлять ребенка в надежде избежать его эмоциональных кризисов. Но на самом деле большее облегчение ребенку приносит то, когда родители прекращают попытки успокоить его и контролировать его стремление чрезмерно эмоционально реагировать, а вместо этого настаивают на определенном ограничении. Например, «нет» просмотру телевизора, сладостям, походу в гости, чему угодно, а затем сосредотачивают внимание на неизбежном срыве, который позволяет негативным чувствам ребенка выплеснуться наружу.
Дети стараются избегать дискомфортных ощущений, придерживаясь того, что делает их счастливыми. Но в таких случаях есть разница между тем, чего они хотят и что им по-настоящему нужно. Несмотря на то что хорошо, когда у детей есть много возможностей для обсуждения и решения проблем, в тех случаях, когда они переполнены отрицательными эмоциями, они нуждаются в нашей помощи, чтобы получить некоторое эмоциональное освобождение, ведь в таком состоянии они не способны на полноценное общение и принятие решений. Только вы как родитель можете определить то, в чем ваш ребенок действительно нуждается. Поэтому, когда вы видите, что ваш малыш полон разочарования, придерживайтесь ограничений с любовью и сочувствием, и это даст возможность безопасного выхода эмоций, при этом ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заботу.
Твердо придерживайтесь ограничений (без торга или переговоров) и внедряйте их со спокойной уверенностью: «Нет, мой мальчик, я не собираюсь включать телевизор сегодня», оставайтесь на связи с ребенком и покажите ему свое полное внимание и сочувствие «И я действительно вижу, как ты расстроен, я переживаю из-за этого. Я здесь, я слушаю тебя». Покажите ребенку, что вы понимаете и переживаете из-за его чувств, это позволит ему справиться с ними и выплеснуть свое разочарование и печаль.
Слезы и выплеск эмоций исцеляют от стресса. Ребенок может рассчитывать на нашу самую сильную эмоциональную поддержку. Часто это приводит к слезам и выплеску эмоций, которые помогают ему избавиться от тягостных переживаний. Зачастую после большого эмоционального срыва дети восстанавливают свою энергию, чтобы быть способными к принятию новых вызовов. Например, выслушивая и позволяя ребенку протестовать и расстраиваться по поводу появления на свет нового члена семьи, вы разбиваете себе сердце, но часто после того, как ребенок выплеснет все это наружу, он начинает демонстрировать безграничную любовь и заботу о младшем братике или сестричке.
Когда дети переживают большие перемены, мы можем помочь им, делая процесс изменений настолько поступательным, насколько это возможно. Здорово, если мы при этом помогаем детям заранее познакомиться с чем-то новым с помощью визитов, чатов, книг, рассказов, видео. К примеру, перед посещением нового города отправьтесь с ребенком в турагентство и возьмите пару брошюр, прочитайте о нем на веб-сайтах и в книгах, посмотрите соответствующее видео, чтобы помочь ребенку наладить чувство связи и близкого знакомства с этим городом.
Полезно помнить, что «это тоже пройдет»
Нужно стараться быть более осведомленным о том, как важно сделать изменения максимально более гладкими для ребенка, например, при эмиграции в другую страну. Порой это равносильно переселению ребенка на другую планету. Подумайте о том, как вы сами можете получить поддержку в такой ситуации, и когда это произойдет, вы обнаружите, что твердо стоите на ногах и вам легче справиться с таким критическим изменением вашей жизни. Вы увидите, что и ребенку легче справляться с переменой, если он знает, что его мама счастлива и уверена в себе в условиях этого «нового мира». При переменах родителям самим важно получить дополнительную физическую и эмоциональную поддержку, что принесет пользу и им, и ребенку.
Комментарии