Навыки общения для стеснительных детей
Некоторые дети разговорчивы и общительны от природы. Другие чувствуют неловкость и смущение при разговоре с людьми, которых не знают. Такие дети замирают и не могут выговорить ни слова либо с трудом выдавливают из себя односложный ответ. Для застенчивых детей проблемой может стать даже непринужденная беседа со сверстниками, которых они знают неплохо, не говоря уже об общении с незнакомыми взрослыми, друзьями семьи или родственниками, которых они видят очень редко.
К счастью, большинство разговоров не предполагают искрометного остроумия. Это означает, что если ребенка немного научить и потренировать, он сможет довольно хорошо справляться с повседневным общением. Предлагаем несколько советов и формул, которые помогут этого достичь.
Начните с дружеского приветствия
Научите своего ребенка смотреть человеку в глаза, приветливо улыбаться и говорить «Привет», называя его имя. Если вашему ребенку слишком трудно дается прямой зрительный контакт, предложите ему смотреть на переносицу собеседника.
Хороший способ начать разговор – это прямо посмотреть на человека, улыбнуться и сказать: «Рад(а) тебя видеть!». Когда вы называете имя человека, вы делаете свое приветствие более личным.
Застенчивым детям приветствия даются трудно, потому что они чувствуют неловкость и смущение. Они сосредоточены на своем бедственном положении и когда вместо того, чтобы поздороваться, смотрят в сторону, то неосознанно посылают сигнал: «Ты мне не нравишься!». Застенчивые дети не понимают, что, отказываясь от приветствий, они привлекают к себе гораздо большее внимания, чем если бы просто поздоровались так, как от них того ожидают.
Тренировка употребления приветствия посредством ролевых игр может помочь детям комфортно себя чувствовать при встрече с другими людьми. Если ваш ребенок утверждает, что не знает имени своего собеседника, это вполне может быть правдой. Тревога может препятствовать запоминанию или даже обращению внимания на такую информацию, как имена других детей.
Если ваш ребенок не знает имен одноклассников, вы можете поощрять его, чтобы он узнавал и запоминал по несколько имен ежедневно. В этом деле поможет список учеников класса. Также могут помочь ассоциации имен с лицами, которым они принадлежат. Например, ваш ребенок может создавать такие мнемоники, как «Юля – хохотуля» или «Мишка любит книжки». Перед встречей с дальними родственниками вашему ребенку может помочь рисунок генеалогического дерева, который прояснит для него, кто есть кто.
Будьте готовы ответить на вопрос «Как дела?»
Наиболее часто разговор открывается вопросом «Привет, как дела?». У взрослых этот вопрос часто принимает форму «Как в школе?» или «Как твои спортивные тренировки?». Со сверстниками этот вопрос выглядит как «Как прошли выходные?» или «Как ты провел каникулы?». Если ваш ребенок просто отвечает «Хорошо», разговор на этом заканчивается.
Помочь ребенку справиться с данным вопросом может простая формула: «Здорово!» + один факт». Слово «Здорово!» несет в себе гораздо больше привлекательного энтузиазма, чем жалоба или безразличие. «Один факт» должен быть чем-то, что слушатель сможет легко представить себе. Это вовлечет его и откроет двери для дальнейшего разговора. Помогите ребенку придумать несколько примеров «одного факта», например:
«Как дела?» – «Здорово! С нетерпением жду выхода нового сезона приключенческого сериала «Белый воротничок!».
«Как школа?» – «Здорово! Мы сейчас проходим планеты, и я готовлю доклад по Юпитеру».
«Как прошли выходные?» – «Здорово! Мы ходили в поход на природу всей семьей».
«Как твои тренировки по футболу?» — «Здорово! Мы проиграли последнюю игру, но сейчас тренер нам усиленно преподает оборону».
Задавайте вопросы, демонстрирующие интерес
Объясните ребенку, что хорошие собеседники умеют разговорить людей при помощи вопросов, которые начинаются со слов «Как?» или «Что?». Эти вопросы предполагают более развернутый ответ, чем просто «Да» или «Нет». Скажите ребенку, чтобы он с осторожностью пользовался вопросом «Почему?», поскольку собеседник может воспринять его как неприятный или критический. Искренняя заинтересованность в других людях поможет вашему ребенку избежать сосредоточения на своей застенчивости и установить близкие отношения.
Вы можете помочь вашему ребенку попрактиковаться задавать вопросы «Как?» и «Что?» всей семье во время обеда или других совместных мероприятий. Можно также провести коллективное обсуждение возможных вопросов, которые можно задать сверстникам или взрослым родственникам.
Чтобы задать хороший вопрос, нужно кое-что знать о своем собеседнике. Например, если ваш ребенок знает, что тетя Люда любит работать в саду, ребенок может ее спросить: «Что вы посадили в этом году? Как ваши гладиолусы?». Если одноклассница готовится к танцевальному выступлению, у нее можно спросить: «Как прошла твоя репетиция?» или «Как будет выглядеть твой костюм?». Такие вопросы демонстрируют интерес к собеседнику.
Не затягивайте свой ответ надолго
Разговор подобен игре в мяч: если один игрок держит у себя мяч слишком долго, это портит игру. Если ребенок склонен к продолжительным монологам и мучительным подробностям, отвечать кратко и по существу ему поможет такая формула: «Сначала, потом, потом, наконец». Ее также можно попрактиковать со всей семьей за обедом. Попросите ребенка описать какое-то событие его дня, используя данную формулу, например: «Сначала мы с Витей перекусили. Потом вышли покататься на велосипедах. Потом мы играли в футбол. И, наконец, вернулись и поиграли на компьютере, пока за ним не пришла его мама».
Весело проводите время вместе
Самый простой путь к интересному разговору со сверстниками или взрослыми – это весело провести время вместе. Совместная деятельность создает общность людей и естественным образом ведет к комментариям и взаимным вопросам. Ваш ребенок будет сосредоточен на веселье, что позволит ему расслабиться и забыть о своей стеснительности.
Комментарии