Как научить детей не осуждать других людей
Если мы хотим, чтобы из добрых, милосердных детей выросли нравственные, сопереживающие взрослые люди, мы должны отделять порицание от морали. Безусловно, существует то, что правильно и неправильно. И все же часто за завесой нравственных принципов скрывается осуждение.
Незамужняя мама, дошкольник, который все еще на грудном вскармливании, родитель, исповедующий естественное воспитание, ребенок, получающий образование дома… Неужели в современном мире круглосуточного вещания, мгновенного обмена сообщениями с друзьями по всему миру и ежеминутного обновления статусов в социальных сетях у нас действительно стало больше возможностей для оценочных суждений и высказывания своего неодобрительного мнения?
Мы наблюдаем образ жизни и события, воздействию которых наше общество не подвергалось ранее, и когда какие-то идеи противоречат нашим убеждениям, мы зачастую нападаем на них, пытаясь защитить себя.
Новые технологии вынесли порицание на первый план нашего коллективного сознания, оно проявляется в форме посрамления, изливающегося из средств массовой информации, Интернет-троллинга и предвзятой журналистики. Осуждение – это наша инстинктивная реакция на все то, что отличается от того, к чему мы привыкли.
Давайте рассмотрим эту серую зону между правильным и неправильным, в которой нравственные нормы часто принимают форму осуждения и где традиционализм является нашим «безопасным местом».
Нравственность заигрывает с порицанием
Все так делают. Мы судим людей, идеи и поступки, основываясь на том, чему нас учили в семье. И хотя в будущем мы можем изменить свои семейные порядки, в глубине души наши убеждения в том, что правильно, а что неправильно, останутся такими же, как и прежде.
При этом моральные ценности не во всем зависят от воспитания. Мораль коренится в области генетики. Недавнее исследование доказывает, что дети рождаются с основными моральными принципами. Сочувствие и сострадание, так же как подозрительность и склонность к осуждению, – это врожденные качества, которые укореняются в нас, как в представителях своего вида, и передаются нам генетически.
Прекрасным доказательством генетической обусловленности нравственных принципов является тест на сострадание, в котором приняли участие дети в возрасте начиная с 3-х месяцев. Им предложили выбор между двумя игрушками (одна игрушка выглядела «очень мило», а другая – «некрасиво, сердито»), и дети в подавляющем большинстве выбрали «добрую» игрушку. Дети хотят поступать правильно.
Но это еще не конец истории. Специалисты считают, что наш мозг не готов к трудностям «современной морали», которая состоит из огромного количества решений, которые мы должны принимать ежедневно. Проблемы современной жизни – бесконечный парад людей, выбора и событий – заставляют некоторых людей упорно цепляться за нравственные принципы, которые могут быть устаревшими, необоснованными или просто неправильными, просто потому что люди жаждут пребывать в обществе единомышленников.
Осуждение – часто не более чем наша интерпретация моральных правил поведения. Так кто же написал все эти «правила»? Правила пишет история. Религиозные лидеры, лидеры общин и массовых движений сформировали и изменили наше общество. Вот почему так важно остановиться на секунду и задаться вопросом: «А я вообще-то разделяю мнение всех этих былых лидеров? Их убеждения, суждения и моральные принципы?». Скорее всего, ответов «да» и «нет» будет поровну. Стоит также задаться вопросом, а не учим ли мы наших детей устарелой версии того, что правильно и неправильно.
Вот пять советов родителям о том, как воспитать ребенка мудрым человеком, не спешащим осуждать других людей.
1. Избегайте говорить: «Это неправильно», когда имеете в виду «Я не согласен(а)»
Ваш ребенок говорит, что его школьный друг ложится спать довольно поздно, а его самого вы укладываете в постель в основном по расписанию. Вы инстинктивно хотите отреагировать негативно и предполагаете, что они всей семьей допоздна смотрят телевизор или играют в видеоигры. В конце концов, важность ночного сна хорошо изучена и доказана. Тем родителям не помешало бы знать об этом, хотите сказать вы.
Но есть маленькое исключение. Во многих семьях позднее укладывание в постель рассматривается – и даже поощряется – как способ получить удовольствие от времени, проводимого вместе всей семьей. Ужины в таких семьях бывают позднее и отход ко сну происходит позже, но дети счастливы, здоровы и процветают.
Когда бы вы ни столкнулись с тем, что выходит за рамки вашей системы ценностей, задавайте себе вопрос: «Это «неправильно», или я просто не согласен(а) с этим?».
2. Избегайте говорить: «Это правильно», когда имеете в виду «Это социально приемлемо»
Проще говоря, мы учимся судить о людях по тому, как они судят о нас. Когда вы росли, вас оценивали и учили воспитатели, преподаватели и соседи… Грудное вскармливание на первом году жизни ребенка – это хорошо, а если это происходит и дальше, люди начинают осуждать. Почему? Потому что полноценное грудное вскармливание не распространено (не является социально приемлемым) в европеизированной культуре.
Другим хорошим примером является Золушка и тот случай, когда мачеха пристыдила ее за тонкую талию, ведь быть тощим считалось таким же недостатком, как и толстым. Социально приемлемым является способ той или иной культуры культивировать соответствие своим стандартам.
3. Избегайте говорить: «Это плохо», когда имеете в виду «Это для меня в новинку, я еще как следует это не обдумал(а)»
Представьте ситуацию: в течение первых двух лет жизни ребенок спит на полу. В нашей стране это все равно, что отправить ребенка спать в собачью конуру на улицу, и мало кто может понять, зачем родителям лишать малыша кроватки. На самом деле, детская комната – это безопасная среда для исследований и обретения ребенком самостоятельности. Классический стиль Монтессори.
К сожалению, эта концепция для большинства людей еще в новинку, и они просто отказываются видеть какой-либо смысл в использовании пола в качестве кровати. Люди стараются скрыть свой шок и качают головой, слыша такую «сумасшедшую идею». Однако новое не обязательно означает плохое.
Комментарии