Излишне требовательное поведение ребенка
В двухлетнем возрасте ребенок склонен требовать. Это нормальное поведение для данного возраста, оно проходит с дальнейшим развитием малыша. Но если и в школьном возрасте вы постоянно слышите от ребенка: «Купи мне…», «Дай мне…», «Мне нужно…», вам стоит обратить внимание на причины его поведения.
Причины требовательного поведения ребенка
Некоторые дети не умеют соотносить свои потребности с потребностями окружающих, они требуют и манипулируют, проявляя чрезвычайно корыстное поведение (чаще всего это проявляется в подростковом возрасте). На это есть много причин. Например, сложные эмоциональные ситуации, такие как развод родителей. Психологические травмы (особенно сексуального характера), полученные в раннем возрасте, могут привести к формированию нарциссического поведения. Оно служит для ребенка защитой от неприятных эмоций.
Часто родители непроизвольно провоцируют требовательность, потакая всем капризам малыша. Так они стремятся показать свою любовь (особенно, если они проводят с ребенком недостаточно времени). Они также чрезмерно балуют малыша, потому что в детстве были лишены определенных благ. Наконец, родители могут заглаживать свою вину перед ребенком за свой развод. К сожалению, их усилий никогда не бывает достаточно: сколько бы они не давали, ребенок требует больше.
Родители могут неосознанно показывать ребенку пример нарциссического поведения. Если один или оба родителя склонны к эгоизму и главенству в семье, малыш делает вывод, что так можно добиться желаемого. Родители, которые имеют завышенные ожидания, тоже провоцируют требовательность.
Пренебрежительное отношение к малышу часто формирует у него нарциссические модели поведения, особенно в раннем возрасте. Если мама не может или отказывается удовлетворить потребности ребенка, со временем это может привести к задержкам развития его психики.
В большинстве случаев истинная причина требовательного поведения ребенка заключается в постоянном ощущении того, что все окружающие ему что-то должны. Ребенок чувствует, что жизнь несправедлива, и окружающие должны ему всё, чего ему не хватает: воспитание, любовь, знания и т. д.
Если ребенку недостает чего-то из этих базовых элементов, он чувствует себя обделенным, что впоследствии вызывает чувства злости и фрустрации. Он не знает других способов удовлетворить свои потребности, поэтому постоянно требует, чтобы его желания немедленно выполняли. И это приводит к еще большему чувству неудовлетворенности, поскольку истинная причина такого поведения не устранена.
Иногда у детей развивается подобное поведение само по себе, без влияния родителей. Причины этого до конца не выяснены, но ученые предполагают, что это связано с расстройствами нервной системы. Кроме того, на детей сильно влияет материалистически настроенное общество. Например, ребенок, подверженный буллингу в школе, стремится к обладанию вещами, которые помогут ему повысить свой статус в коллективе.
Независимо от причин, требовательное поведение ребенка проходит своеобразный цикл, когда другие его потребности не удовлетворяются из-за того, что с ним трудно найти общий язык. Сверстники избегают ребенка, и у него возникают проблемы с кругом общения; учителя теряют терпение, и его успеваемость в школе падает. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на самооценку ребенка, и он компенсирует это всё большей и большей потребностью в вещах, пытаясь с их помощью вернуть свой статус и ценность как личности.
Комментарии