Карманные деньги у ребёнка. Нужны ли они?
Мало кто сегодня сомневается в том, что детям необходимо прививать навыки обращения с деньгами. Способность успешного зарабатывания и распоряжения личными финансами закладывается в детстве.
Психологи советуют приступать к экономическому воспитанию детей тогда, когда ребёнок впервые начинает интересоваться тем, что означают монеты и купюры, для чего они нужны. Родители должны объяснить, откуда в семье появляются деньги, и что именно за такой бумажный прямоугольник или металлическую монету можно приобрести в магазине. В первый раз, когда малыш попросит монету на покупку, например, сладостей, то следует выполнить его просьбу. Но если ваш ребёнок начнёт при помощи плача требовать у вас деньги, то ему следует отвечать отказом. Иначе ребёнок поймёт, что его крик является сильным психологическим оружием, и начнёт постоянно применять его для достижения собственных целей. Если вы по каким-то причинам не можете дать ему денег или купить то, что он просит, следует объяснить, почему вы отказываете в просьбе.
Впервые произнесено слово «купи» вместо слова «хочу» является знаком готовности к адекватному восприниятию ребёнком понятий «стоимость» и «сдача». Закреплению этих понятий способствует детская игра «в магазин», в которую играют многие поколения детей.
От малого к большему: увеличение бюджета.
Получение и распоряжение собственными карманными деньгами без преувеличения является самым действенным методом финансового воспитания детей. Даже маленький, но свой собственный, личный бюджет даёт навыки бережливого обращения с деньгами, с одной стороны. И, с другой стороны, родители могут советами влиять на этот процесс. Небольшие карманные деньги приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести некую дорогую вещь, приходится кропотливо копить деньги. Также карманные деньги прививают навыки планирования бюджета: здесь и сейчас ребёнок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет. Ещё карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребёнок сам принимает решение о том, что ему приобрести и в собственных своих глазах становится «как взрослый», сам решающий что и как ему делать.
Когда и сколько?
Следует отметить, что в тот момент, когда первые карманные деньги появляются у друзей, сверстников вашего ребёнка, тогда и следует начать выдавать ему деньги на расходы. Чаще всего этот процесс начинается в младшей школе. Хотя родители и приобретают заблаговременно всё необходимое для школьного процесса, предварительно оплачивают школьное питание, у детей возникает желание купить себе что-нибудь до или после школы: новую ручку, конфету.
В тех семьях, где ощущается острая нехватка денег, правильнее всего будет выдавать малышу некую мизерную сумму, чем вовсе ничего не давать, иначе ребёнок может начать ощущать себя «обделённым», не таким, как его друзья.
А вот в тех семьях, где проблема с денежным вопросом отсутствует, то ребёнку следует выдавать примерно столько же, сколько на карманные расходы получают его друзья, одноклассники. Большое количество денег может спровоцировать ребёнка начать кичиться перед друзьями своими возможностями, а ведь пока дети растут, у них бывает множество проблем со сверстниками, всевозможные обиды, ссоры из-за того, что взрослым может показаться пустяком. Большой размер карманных денег может с детства приучить к мысли о том, что всё продаётся и покупатся: верность, дружба, любовь.
Просто так или за что-то?
В семьях, в которых родители ещё достаточно молоды, часто бытует мнение о том, что карманные деньги выдаются «за что-то». Например, за отличные оценки по школьным предметам, помощь в домашних делах. Родители старшего возраста полагают, как правило, что их ребёнок должен получать карманные деньги лишь за то, что он является членом семьи, а детскую помощь по хозяйству считают само собой разумеющейся. Позиция взрослых родителей наиболее верная. А учитывая тот факт, что родители целыми днями находятся на работе, то уборка в квартире и ежедневные походы в магазин за хлебом должны стать повседневной обязанностью ребёнка.
Часто на это утверждение приходится слышать возражения: у моего ребёнка большая нагрузка в школе, занят в кружках, секциях, у него нет времени, когда и чем он сможет помочь по дому? В ответ можно привести довод, что в таких ситуациях речь может идти о минимальных домашних нагрузках на детей. Например, расставить столовые приборы для семейного ужина, помыть посуду, протереть пыль. Да и саму учёбу в школе можно приравнять к работе. Главная цель состоит в формировании семейных отношений, предполагающих взаимодействие и взаимосвязанность всех членов семьи, и развитие у ребёнка ответственности, понимания, что его помощь нужна и необходима семье.
Карманные деньги – первый заработок.
При выдаче денег на карманные расходы, следует сразу же обговаривать с ребёнком то, на что он будет их тратить. Часть на сувениры, ручки, сладости, мелкие игрушки, часть же на приобретение чего-то желанного, дорогого. Подобные обстоятельные разговоры — важная часть финансового воспитания. Ребёнок будет точно знать, на что он может рассчитывать, а родители могут в этой же беседе спросить о школьной успеваемости и упомянуть о вкладе ребёнка в домашние дела. Следует начинать выдавать карманные деньги небольшими суммами с периодичностью раз в неделю.
Ученику средних и старших классов можно уже выделять разово всю сумму на месяц, в которой будут учтены все возможные траты. Некоторую пользу может сослужить тетрадь, отображающая дебит и кредит ребёнка. Пускать детские расходы на полный самотёк не рекомендуется, лучше всего пригляд за ними «вполглаза». Например, ничего страшного не произойдёт, если ребёнок вместо запланированного набора ручек купит шоколад: подобный опыт научит его экономии.
Штрафы, наказания.
За некачественную уборку квартиры материально детей наказывать не стоит. Дети постоянно обучаются новым навыкам и, после обычной просьбы устранить недоделки, ребёнок скорее усвоит представление о качественном труде , чем в случае грозящего материального наказания.
Но вот если ребёнок потерял учебник или разбил всмятку новую обувь, то в таких случаях следует рассмотреть возможность применения «штрафных санкций». Штрафы должны быть справедливыми, но не жёсткими. Вынося подобное решение, помните о том, как вы сами были ребёнком и собственные детские шалости!
Комментарии