Если у мамы и ребенка разные темпераменты
Что такое темперамент? Темперамент — это совокупность динамических характеристик человека, которая определяет темп, быстроту, ритм и интенсивность психических процессов. Темперамент обусловлен наследственностью и относительно устойчив в течение жизни. Однако темперамент ребенка зависит от возрастного развития, а также от ведущей деятельности, например, это может быть учеба или игра.
Существует четыре основных типа темперамент.
Сангвиник – это богатство мимики, движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность, иногда поспешность, поверхностность.
Холерик – это резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность, несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при стрессе.
Флегматик – это трудность переключений, медлительность, спокойствие действий, мимики и речи, ровность, постоянство и глубина чувств и настроений.
Меланхолик – это сдержанность и приглушенность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении, иногда эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность.
В чем могут проявляться различия темпераментов у ребенка и родителя?
двигательная активность (какое у вас соотношение активности и пассивности),
настроение (что чаще — радость или неудовлетворенность),
реакции (насколько должно быть шумно, чтобы наступила усталость),
адаптивность (насколько быстро вы привыкаете к переменам),
отвлекаемость (легко ли родителю переключиться, а ребенка успокоить, если он плачет).
Также у родителей и ребенка часто разный объем внимания – например, ребенок может долго заниматься одним и тем же делом, а родитель нет, зато родитель может продолжать то, что он делает, даже если возникают трудности, а ребенок в таком случае нервничает и бросает занятие.
Сочетания темпераментов
Некоторые дети чувствительны к шуму, легко раздражаются и расстраиваются, у них нерегулярный сон и аппетит меняется каждый день (флегматик). Родитель же может быть спокойным, мягким и быстро адаптироваться к изменениям в режиме (сангвиник).
Флегматик и сангвиник проблематично взаимодействуют между собой, но способны легко преодолевать разногласия.
В школе ребенок с высоким уровнем физической активности способен нарушить работу в классе и ему трудно учиться, потому что у него слабая саморегуляция (холерик). Родитель это объясняет плохим поведением, непослушанием и наказывает, ругает, считая, что надо всего лишь сдерживать себя, сидеть на уроке тихо и быть вдумчивым, так в свое время он себя вел в классе (меланхолик).
Меланхолику очень сложно понять резкость и неуравновешенность холерика, это сильно усложняет их общение. В то же время ребенок с низким уровнем активности хорошо адаптируется к структурированию времени и своей энергии в школе, однако при этом ему трудно отстаивать свое место в группе, борьба для него болезненна (меланхолик).
Родитель (холерик) при этом может настаивать на активной позиции ребенка, может начать давить на него, ожидая от ребенка целеустремленности и интереса к новой обстановке или ситуации.
Нет хорошего или плохого темперамента. Темперамент — это просто способ реагирования на окружающую среду. Медлительному ребенку, возможно, потребуется дополнительное время по утрам, чтобы подготовиться к школе, он долго умывается и завтракает. Предоставить дополнительных полчаса утром будет лучше, чем постоянно напоминать о необходимости поторопиться. Родитель любит перемены и динамику, в то время как его застенчивый и медлительный ребенок тревожится из-за всего нового в упорядоченной жизни.
Изменения в графике работы родителей, новая няня или учительница, даже перенесение времени обеда могут быть для такого ребенка стрессом. Значит, ему нужно будет больше времени для адаптации, чем родителю.
Отношения между родителями и детьми складываются из постоянных взаимодействий, и уважение индивидуальных различий в темпераменте между членами семьи могут делать эти взаимодействия позитивными и приятными, а не стрессовыми. Учитывая заранее эту разницу темпераментов, вы можете снизить вероятность конфликтов, столкновений и недовольств между вами и детьми.
Комментарии