Маленький плакса
Обычно ребенка называют плаксой, когда он много и не по поводу плачет. Вот только интересно, кто оценивает, сколько плакать нормально, а сколько уже много? Кто решает, достаточно ли уважительна причина для слез? Как правило, оценивать это берется как раз тот, кто называет плаксой. Родители, воспитатели, а порой и просто прохожие.
В то время как слезы — естественный и нормальный способ выражения чувств: боли, страха, обиды и т.п. Однако в нашей культуре, да, пожалуй, и в культуре многих других стран, слезы — признак слабости, неспособности справиться с жизненными трудностями, нытье. И потому многие родители с детства учат своих детей подавлять плач. Причем абсолютно разными способами: от злости и шлепков плачущему малышу до выполнения всех его прихотей, лишь бы не плакал. Воистину чем бы дитя ни тешилось…
Но подавление плача и отрицательных эмоций зачастую сказывается неблагоприятно для организма в целом. Образуются мышечные зажимы, возникают боли в разных органах, а постоянное подавление определенной эмоции может привести даже к хроническому заболеванию (например, бронхиальная астма, язва и др.)
Для начала предлагаю вам поисследовать, откуда происходят те или иные реакции родителей.
Во-первых, каждый из нас хранит в глубокой памяти то, как воспитывали нас наши родители. И часто, не задумываясь, мы транслируем в общении с нашими детьми те же способы. Даже сознательные родители порой срываются в такое, механическое, реагирование на ребенка.
Во-вторых, к моменту рождения собственных детей каждый человек накапливает много разнообразного опыта. И в том, что касается слез, этот опыт часто связывается с желанием успокоить, утешить, не дать плакать. Как правило, это связано с собственной неспособностью переносить чужие слезы. Ведь для этого нужно просто быть рядом и ничего не делать, а это сложно в мире, где ритм жизни лишь ускоряется. Если неумение переносить слезы близких — это ваш случай, это больше говорит о вас, а не о них. И возможно, это лучше исследовать с психологом.
Часто случается так, что именно это не дает родителю прислушаться к малышу, к себе, остановиться и только после этого отреагировать. Причем не продуктивны как наказания (которые лишь усиливают плач), так и удовлетворение прихотей ребенка (ведь в этом случае есть риск воспитать человека, не умеющего терпеть отказ).
Что же делать?
Думаю, каждый родитель без труда отличит капризное хныканье от плача боли или обиды. Если вам это сложно сделать, возможно, между вами и вашим ребенком выросла стена непонимания. Скорее всего, взаимного. Имеет смысл учиться заново. Но независимо от причины плача важно помочь ребенку понять, что с ним происходит. Сделать это можно, озвучив чувства малыша.
Для начала разберемся с капризами. Например, истерика в магазине: «Я понимаю, что ты очень хочешь эту игрушку и тебе обидно, что я не выполняю твоего желания». После этой фразы стоит сделать паузу, чтобы ребенок услышал вашу готовность идти на контакт. И только когда он готов вас слушать, озвучьте:
— свои причины не делать того, что требует малыш («сегодня нам нужно купить еще картошку, и денежек нам не хватит»);
— свои чувства по поводу произошедшего («мне очень стыдно перед другими людьми за этот скандал»);
— свои желания («я бы тоже очень хотела купить тебе эту игрушку, но у меня не хватит денег»);
— свои предложения («мы можем попробовать сделать сами что-то подобное из того, что у нас уже есть дома» или, если малыш уже достаточно большой (после 6-7 лет), можно вместе обозначить перспективы покупки: «мы сможем купить эту игрушку, когда мама получит зарплату, через неделю»).
Ну и конечно, тут важно ни в коем случае не обманывать ребенка! Если вы не намерены выполнять его просьбу — не обещайте.
Когда же речь идет не о капризе, а об ушибе, обиде или усталости, тут тоже важно назвать, что происходит с крохой. Делая это, вы не только создаете у ребенка ощущение, что его слышат и хотят помочь самые близкие люди, но и даете ему словарный запас, для того чтобы в будущем он мог сам сообщить о том, что с ним происходит.
Дальнейшие ваши действия очень зависят от возраста ребенка. Там где 2-3-летку нужно пожалеть и посочувствовать, 7-8-летнему ребенку уже можно предложить вместе придумать план совместных действий в сложившейся ситуации.
Например, ребенка толкнул на площадке старший товарищ по игре, ребенок пришел со слезами к вам. Называем чувства: это может быть и обида, и злость, и жалость к себе.
А дальше опять же отталкиваемся от возраста: 2-летку лучше защитить (ведь он еще не дорос до самостоятельного взаимодействия с внешним миром). Причем сделать это так, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и при этом мог учиться на примере вашего поведения решать конфликтные ситуации. Понятно, что давать сдачи маленькому обидчику вы не будете. Но подойти и сказать, что вы не разрешаете толкать вашего ребенка, вы вполне можете.
В ссоре 5-6-летних детей вы можете стать посредником, совместно с вашим ребенком продумав, как это лучше сделать. А 10-летке будет важнее ваша поддержка в его самостоятельных действиях.
В заключение хочу напомнить, что плач — естественная эмоция, реакция на события внешнего или внутреннего мира ребенка. И чтобы ему помочь, важно в первую очередь понять, что с ним.
Комментарии