«Сложно бороться с системой». Педагог-дефектолог — о любви к детям, розовых очках и выгорании

«Сложно бороться с системой». Педагог-дефектолог — о любви к детям, розовых очках и выгорании

За 33 года работы в детском саду Надежде Куликовой не раз предлагали повышение, но каждый раз она отказывается. Больше 20 лет она работает как учитель-дефектолог с детьми с ОВЗ и помогает семьям, которые ждут от неё чуда. Рассказываем историю обладательницы награды «За вклад в развитие образования» из обычного детского сада в Архангельске.

«В педучилище пошла поступать за компанию»
В образовании я оказалась случайно. Я ничего не планировала. Да, в девятом классе я работала вечерней няней в яслях с 3 до 6 вечера, но ни о каком выборе профессии и речи не шло. Когда я заканчивала школу, то понятия не имела, чего я хочу в жизни. Правда уезжать из своего города я точно не хотела.

В то время моя старшая сестра, окончив педагогическое училище, начала работать воспитателем в детском саду. Мне было интересно наблюдать за тем как она вечерами постоянно что-то клеила, мастерила, рисовала. Классная профессия — решила я. И подумала, что мне бы такая творческая жизнь тоже подошла.

Так совпало, что две мои подруги в то время надумали поступать на дошкольное отделение в педучилище. Я подала документы вместе с ними, просто за компанию. Вот только мои подруги не набрали нужное количество баллов, а я прошла с легкостью.

Помню, что школьная учительница по математике обижалась, что я, имея хороший аттестат и грамоту, не воспользовалась возможностью без экзаменов поступить на школьное отделение, чтобы в будущем стать учителем. Но я ни дня не жалела об этом.

Учёба мне давалась легко, а вот практика… Она была безумно интересной, но первое время я очень побаивалась детей, особенно тех, кто был грозой всей группы, с которыми даже опытные воспитатели не все справлялись.

«Черепаха меня не подвела»
Отлично помню своё первое занятие во время практики. Это была подготовительная группа, тема занятия — «Знакомство с сухопутной черепахой». Зима, я где-то раздобыла черепаху и пыталась вывести её из коматозного состояния, которое называют спячкой. Отогревала, откармливала — черепаха стала поактивнее, но оставались опасения, что она во время занятия просто уснет. Впрочем, от идеи я не отказалась и занятие прошло удачно, черепаха меня не подвела. Это была моя первая пятерка за практику.

Все, что есть в моей практике — это всегда плод моей собственной мысли. С составлением библиографии из-за этого бывают трудности. И да, мой первый звездный конспект, героями которого стали черепаха и двадцать шестилеток, вызвал легкое сомнение у руководителя практики. Она долго пыталась выяснить, откуда я его переписала.

Но главное — мне все было интересно. И наверное именно неудержимый интерес к профессии зародил любовь к детям, желание не «строить их», как говорили в начале 90-х бывалые педагоги, а возиться с ними, играть, экспериментировать, жить вместе с детьми одной жизнью.

«Тогда о таких детях мы почти ничего не знали»
После училища я пришла в детский сад, и так в нём и работаю. За это время я получила высшее педагогическое образование с красным дипломом, потом получила сначала первую, а затем высшую категорию. Всего через пять лет работы в саду я уже выиграла городской и областной конкурс «Воспитатель года» — всероссийского тогда ещё не было.

Причём самой сложной поначалу была вовсе не работа с детьми, хотя сад был новый — игрушек мало, пособий нет, зато энтузиазма и фантазии не занимать. Первое время я сторонилась родителей, понимала, что против них была ещё совсем девчонка. Как я могла давать им какие-то советы? Для меня это было очень сложно и непонятно. Но постепенно я научилась выстраивать отношения.

Переломным моментом стал мой переход воспитателем в группу для детей с задержкой психического развития. Тогда о таких детках мы почти ничего не знали. Не было методик, пособий и программ. Все приходилось находить практическим путем. Вот тогда я ощутила нехватку знаний и снова пошла учиться. На сей раз предметом моего образования стала коррекционная педагогика с акцентом на олигофренопедагогику и логопедию.

После 11 лет работы воспитателем я стала учителем-дефектологом. Это невероятное счастье — видеть как ребёнок меняется, расцветает, набирает силы. И ты, именно ты играешь во всём этом важную роль.

«Мои дети привыкли к слову «работаем»
Работа особенными детьми — это как квест, который ты проходишь вместе с ними. Никогда не знаешь, что впереди, ты можешь только предполагать. Зато какая невероятная радость, когда появляется результат, даже минимальный.

Этим детям всё даётся труднее, но они такие труженики, причем абсолютно все. Очень сложно принять, что есть вещи, которые ты не в силах изменить. Когда видишь ребёнка с аутизмом, с синдромом Дауна, с множеством нарушений развития, и понимаешь, что есть невидимая планка, преграда, которая не даёт идти дальше. Родители, которые приводят ко мне детей, надеятся на чудо, верят, что именно я его совершу. Да, конечно, проще разубедить и просто снять с них розовые очки, но я просто предлагаю совершить это чудо вместе. Я не смотрю ни на усталость, ни на трудности. Здесь очень важно не упустить момент. Каждое занятие с ребёнком имеет огромное значение.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/detsky-sad/1043526-slozhno-borotsya-s-sistemoy-pedagog-defektolog—o-lyubvi-k-detyam-rozovykh-ochkakh-i-vygoranii

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>