Сверхчувствительные дети: советы родителям

Сверхчувствительные дети: советы родителям

Сверхчувствительные дети: советы родителям
Их пугают шумные игры и резкие звуки, они погружены в свой внутренний мир и лишь изредка выглядывают из него, чтобы снова вернуться в уютную «гавань» своего воображения. Кто они – эти дети? И стоит ли родителям пытаться вернуть их с небес на землю?
Заторможенность или чрезмерная возбудимость?
Есть дети, от природы наделенные повышенной чувствительностью. Согласно статистике, детей с сенситивным темпераментом около 20 %. Для них характерна повышенная возбудимость нервной системы, т.е. они фокусируют свое внимание на вещах, которые практически незаметны для их сверстников (или же воспринимаются обычными детьми как «проходящие» явления). Это могут быть, например, нетипичные звуки или визуальные образы. Резкий вой сирены скорой помощи, громкий салют, неожиданный лак собаки… — одни дети едва обратят на все это внимание, у других это вызовет состояние, близкое к стрессу. Причем, проявляться сверхчувствительность может в виде заторможенности, а вовсе не возбужденного состояния.Однако парадокс в том, что заторможенность – это зачастую следствие повышенной возбудимости, а невнимательность – результат излишнего внимания «ко всему и сразу».

Сверхчувствительные дети: советы родителям
Случалось ли вам видеть ребенка, который, придя на детскую площадку, не двигается с места? Дети снуют вокруг него, а он словно не обращает на них внимания, его лицо и тело напряженно.Вполне вероятно, что это сенситивный ребенок, и он уже «считал» обстановку: заводила детской компании хмуро взглянул на него, недалеко собака напряглась и перестала вилять хвостом, а проходящая мимо старушка ругает прохожего. В целом обстановка интерпретируется ребенком как опасная, включается защитный механизм психики – «торможение».

Сенситивность – результат работы мозга
Многих родителей раздражает такая заторможенность. Они годами тормошат, обвиняют ребенка, сравнивают его с бойкими сверстниками или с собой в детстве. Однако чем больше взрослые критикуют и обвиняют, тем более отстраненным и медлительным кажется ребенок. Почему же он ведет себя таким образом? На самом деле усенситивных детей зрение или слух не острее, чем у их сверстников. Острая реакция на раздражители скорее связана с устройством их мозга и детальной обработкой информации. Сверхчувствительные дети неосознанно классифицируют объекты по различиям, невидимым для других. Это подразумевает обработку информации бессознательным образом. У таких детей ассоциативное восприятие: то, что сенситивный ребенок видел в момент наибольшего беспокойства, начинает ассоциироваться у него с самим чувством беспокойства.

Например, если в поликлинике, где ребенку делали прививку, в воздухе витал едкий запах хлора, то страх будет автоматически «запускаться» и в других местах с тем же запахом, например, в бассейне. Или если в момент бурного скандала между родителями из радиоприемника доносилась мелодия вальса, в другой раз, услышав вальс, ребенок заново испытает страх и боль, что в прошлом были вызваны конфликтом. Конечно, такие негативные «якори» (так их называют психологи) случаются у всех, однако сенситивный ребенок все чувствует острее. У сверхчувствительных детей интенсивность переживаний в моменты, когда включается негативный «якорь», почти такая же, как во время самого травмирующего события.

Творчество и осознание эмоций – «витамины» для психики
Вывести «зажатые» эмоции из прошлого в поле осознания, изжить их – вот важная задача, которая стоит перед сенситивным ребенком. Сверхчувствительные дети, как правило, сами решают эту задачу нестандартным способом – через творчество. Например, они могут сочинять сказки, наделяя злых персонажей собственными чувствами. Сенситивный ребенок, как правило, боится признать в себе гнев или обиду и проецирует эти эмоции на другие «объекты». Этот метод проекции нужно поощрять, ведь творчество помогает сенситивному ребенку изжить чувства, которые его переполняют. Очень важно научить ребенка осознавать свои эмоции: у сенситивных детей они порой настолько сильны, что они сами не в силах разобраться с ними. Назовите вслух предполагаемые эмоции ребенка: «Я знаю, вчера тебя разозлило то, что мы громко спорили с папой» или «Я вижу, что тебе страшно засыпать, когда в комнате недостаточно света. Сегодня я включу не только ночник, но и свет в коридоре».Понимание родителей необходимо сверхчувствительному ребенку больше, чем обычным детям.

Создаем правильную атмосферу в доме
«Но у моего ребенка не может быть поводов для стресса! У нас дома не бывает скандалов! Откуда берутся все эти фобии?» — этим вопросом задаются многие родители сенситивных детей. На самом деле «антенна» сенситивного ребенка улавливает все чувства окружающих, включая даже те, что они пытаются скрыть от других и от себя. Вы можете не выяснять отношения в присутствии вашего ребенка, однако напряжение, которое он «считывает», вызывает в нем «необоснованные» страхи. Поэтому межличностные проблемы, которые есть в каждом доме, стоит обсуждать открыто, только делать это нужно правильно, используя «Я-сообщения» (подробнее об этом методе читайте в книге Гиппенрейтер «Общаться с ребенком.Как?») Кроме того, напряжение у ребенка может возникнуть и тогда, когда он неосознанно чувствует ваше раздражение по поводу его «необычности». Если же ребенок осознает, что его любят и принимают его таким, какой он есть, его сенситивность будет не жизненной ношей, а природным даром.

Доказано: сверхчувствительные дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, находят в себе силы, чтобы успешно применить свои таланты: кто-то пишет картины, которыми восхищается весь мир, кто-то становится именитым психологом, а кому-то дар эмпатии позволит стать чутким и мудрым родителем. Так что лучший метод воспитания сенситивных детей – любить и принимать их такими, какие они есть.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>