Учим ребенка учиться в школе самостоятельно
Идея этой статьи вызревала уже давно, но конечным толчком стали многочисленные жалобы мам с сайта на то, сколько их времени и сил тратится на выполнение домашнего задания вместе с детьми. Единственная мысль, которая возникает у меня при просмотре подобных постов, наверное, покажется вам парадоксальной.
Именно поэтому я не даю никаких советов в комментариях, но попробую обосновать свою позицию здесь. Позиция моя в этом вопросе очень простая: «С ребенком не надо делать уроки».
Но перед тем как писать гневные комментарии дочитайте, пожалуйста, и попробуйте понять, что я действительно хочу сказать этой фразой.
Я ни в коем случае не имею в виду, что с ребенком вообще не надо заниматься, что ему не следует помогать, не нужно контролировать своевременность и добросовестность выполнения домашнего задания, усвоение ребенком изученного в школе что ли. Это все конечно может и должно иметь место, но я глубоко убеждена, что вмешательство родителей в процесс выполнения домашнего задания должно быть минимальным !!!
Я пока не имею собственных детишек, но определенный опыт обучения у меня есть (более 5 лет преподавания в ведущем вузе страны и более 10 лет репетиторства с детьми разного возраста). И некоторые тенденции из моего собственного опыта заставили меня задуматься, а почему же так получается, что с каждым годом все больше и больше детей теряет не только интерес к образованию, но и вообще способность к самостоятельной учебной деятельности.
Дети-индиго и не только
Сейчас все чаще и чаще можно услышать о детях индиго. Действительно, мир стремительно меняется и трех-четырехлетние дети-индиго легко справляются с современным бытовыми или развлекательными устройствами. Они не только свободно включают телевизор или компьютер, но и так же легко и непринужденно выбирают любимый канал, мультфильм или игру. Казалось бы детки действительно поумнели, но как объяснить ту странную закономерность, которую я наблюдаю все шесть лет моего преподавания.
Дети-индиго
А закономерность эта неутешительная: уровень подготовки студентов ослабевает с каждым годом, а между моим выпуском и выпуском нынешним вообще лежит непреодолимая пропасть. Как сказал мой коллега молодой (36 лет !!!) профессор, доктор наук, о желающих поступить в аспирантуру этого года: «Они порвут нашу науку», — и эта фраза имела далеко не переносной (положительный) характер.
Наши студенты
При этом нельзя сказать, что студенты стали менее умными, но, во-первых, их абсолютно ничего не интересует, а, во-вторых, (и это, наверное, является одной из причин незаинтересованности) они настолько привыкли к рафинированной вполне готовой к потреблению информации, совершенно не умеют докапываться до этой информации самостоятельно.
Конечно, частично причина этого явления лежит в общем обесценивании образования, которое наблюдается в нашем обществе. Ведь, прежде всего ценится наличие диплома, а не реальных знаний.
Еще одной причиной также является несовершенство нашей системы образования и постоянные реформы, только разрушают достижения советской школы, при этом не предлагая ничего качественно нового и главное эффективно работающего. Но это глобальные причины, повлиять на которые в масштабах семьи очень трудно.
Что могут изменить именно родители
И, как это ни странно звучит, но именно в силах родителей добавить проблемности в современную систему образования. Я не имею здесь в виду, что нужно всячески препятствовать детскому обучению (хотя определенная логика вроде «запретный плод — сладок» здесь есть), я хочу сказать, что родители должны всячески способствовать тому, чтобы в первую очередь научить ребенка самостоятельно учиться, а не изучить определенный объем информации.
Речь идет вот о чем. Те, кто знаком с основами психологии и педагогики, знают, что лучше всего усваивается и запоминается материал, при изучении которого ребенок столкнулся с некоторыми трудностями, преодолел определенную проблему, сделал самостоятельно (с помощью, конечно) шаг от незнания к знанию.
Именно этот простой принцип ложится в основу так называемого проблемного обучения, практикуется в некоторых странах (и которое, кстати также целый ряд недостатков, но сейчас не об этом). Вот почему иногда можно заметить такое парадоксальное, на первый взгляд, явление, когда добросовестный студент-заочник имеет более глубокие знания чем студент стационара — просто первому для того, чтобы те знания получить, пришлось приложить больше усилий чем просто ходить на лекции.
Наша система образования построена на освещении и воспроизведении определенной информации, а потому проблемности в ней как раз не хватает. Конечно, опытный учитель может внести элемент творческого или научного поиска в процесс изложения нового материала, но, к сожалению, далеко не все учителя умеют подавать знания таким образом, а некоторые может, и смогли, но не хотят, поскольку выигрывая в качестве, проигрывают при этом в количестве. Вот и получается обычная для нас схема преподавания: послушал, усвоил, применил при выполнении задач, закрепил дома с помощью тех же задач.
родители учат ребенка
Тут начинается самое интересное, поскольку дома выясняется, что не все услышал, не до конца понял и задачи выполнить не получается. Вполне естественно, что ребенок идет со своими проблемами к родителям, и конечно родители пытаются помочь. А теперь вопрос: как вы помогаете своему ребенку?
Начинаете объяснять непонятный материал? Пытаетесь выяснить непонятное и заполнить пробелы? Показываете (или объясняете) как надо выполнять это задание? Тогда вы делаете своему ребенку медвежью услугу, поскольку опять же предоставляете рафинированную информацию, которая быстрее забывается чем применяется.
Кроме того, задумайтесь еще и о том, что объяснить непонятное вам легко, пока ребенок еще только начинает учиться. Начальная школа, пятый класс, шестой … но вы наверняка досконально не помните всю школьную программу, не имеете энциклопедических знаний по всем отраслям науки. Или все-таки есть? Помните, что такое аутодафе? А как посчитать объем конуса? А формулу и свойства формальдегида? А может еще и вспомните различия между тритоном и ящерицей, кроликом и зайцем, абсолютным и относительным движением?
Я все это веду к тому, что рано или поздно вам либо придется серьезно заседать с ребенком за книги (как в том анекдоте: «А вы сделали сыну домашнее задание? — Дайте списать!»), Или же заставлять ребенка одного искать ответы на вопросы по обучению, что у него возникают. И поверьте, чем раньше, тем лучше !!!
Тому есть несколько причин:
Во-первых, ребенок с самого первого похода в школу должен привыкать, что обучение, это его работа. Прямая обязанность ребенка внимательно слушать учителей в классе и самостоятельно выполнять домашнее задание. Конечно, на первых порах ваш контроль понадобится, но в перспективе это должно быть именно самостоятельное выполнение без ваших напоминаний и тщательной проверки. И только сам ребенок несет ответственность за добросовестное выполнение этих обязанностей. Именно поэтому иногда полезно не заставлять переписать недостаточно аккуратно сделанное задание (кстати, как правило, подобные требования родителей детей очень возмущают — по себе помню, — и представление о чистоплотности у всех разное, и возможно ваша шестилетняя дочь или сынок просто еще физически не способны вывести три строки одинаково без задоринки, крючков), а позволить ребенку получить за это задание не такую высокую оценку, которая могла быть, а потом вместе с ним подумать, почему так произошло.
Во-вторых, по моему глубокому убеждению помогать ребенку надо только после того, как он проделал определенную работу над своим незнанием. В идеале ваш школьник должен прийти к вам не с абстрактным «я не понимаю», а с конкретным вопросом по тому, что именно непонятно. Если вопрос четко сформулирован, то дать на него ответ сможет не только любящая мама или папа, которые всем сердцем стремятся помочь своему ребенку, но и озабочена учительница (это на перспективу — когда ваш школьник дойдет до того материала, который вы из школы уже не помните, или который сами в школе не любили или не понимали).
Конечно, для первоклассника понять, что именно не понятно, очень трудно. Но, поверьте, гораздо легче научить ученика начальной школы (когда все в подавляющем большинстве действительно очень легко) докапываться до реальной причины своего непонимания, чем начинать этот процесс в старших классах, когда действительно непонятным может стать абсолютно все. Помочь отсеять понятно от непонятного ученику начальной школы могут встречные вопросы: от банального, что именно тебе непонятно, или, наоборот, что по этой теме ты понял, к обсуждению ряда модельных примеров или упражнений возрастающей сложности и сосредоточение внимания на моменте, когда ученик начинает » спотыкаться «при переходе от одного примера к другому. Деткам полезно иногда предложить еще раз перечитать соответствующий параграф учебника, возможно и не раз, возможно даже вслух (если ребенок так лучше воспринимает), и / или передать, что именно из учебника понятно, а что вызывает сложности. Обычно сначала такой анализ будет занимать довольно много времени, но постепенно ребенок привыкнет, что для того, чтобы получить конкретный совет или помощь, нужно прийти с конкретной проблемой, и в перспективе экономия времени будет еще та.
Ну, и последнее — никогда не сидите над ребенком когда она делает уроки, не указывайте ему, что делать сначала, а что потом (все дети разные и кому-то лучше начать с сложного, а кому-то из легкого), не лимитируйте время на каждый урок. Ребенок должен сам учиться организовывать свое время. Вместе с тем следите, чтобы выполнение домашнего задания не превращалось в почти круглосуточную процедуру. Прогулка и отдых не должны страдать от уроков, а вот развлечения в виде мультиков или компьютерных игр должны быть доступны ребенку только после выполнения домашнего задания. Также полезна привычка делать домашнее задание не накануне урока, а в тот день, когда его задают. Эта привычка легко приводит к традиции полноценного выходного еженедельно (например, воскресенье), а для младших школьников даже к двум или по крайней мере одного с половиной выходного (пятница — делаем все уроки, суббота, воскресенье — отдыхаем; вторую половину пятницы и субботу отдыхаем, в воскресенье делаем уроки; вторую половину пятницы и воскресенье отдыхаем, в субботу вспоминаем об обучении ребенка — последний вариант, на мой взгляд, самый удачный, поскольку позволяет отдохнуть и перед, и после рабочей недели). А такой отдых нужен и детям, и родителям.
Надеюсь мои советы будут полезны и позволят хоть немного освободить родителей от выполнения домашнего задания, а детям придадут уверенности в своих силах и, как следствие, желание учиться.
Комментарии