Как заставить детей убрать в своей комнате

Как заставить детей убрать в своей комнате

«Комната моей 13-летней дочери выглядит настолько ужасно, словно через нее пронесся настоящий ураган! Когда я прошу ее убрать, она либо игнорирует меня, либо закатывает истерику!». Если это чем-то похоже на вашего ребенка, знайте: вы не одиноки. Многие родители жалуются на полнейший беспорядок в комнатах своих детей, причем порой настолько масштабный, что сложно пройти по полу.

Следует отметить, что когда имеешь дело с ребенком, который отказывается заботиться о своем личном пространстве, это оказывает невероятно фрустрирующее влияние. Так что же в таком случае делать родителям? Далее представлена дополнительная информация и идеи, которые непременно помогут вам в этом вопросе.

В наиболее типичных случаях дети, которые отказываются убирать в своей комнате, делают это только по одной причине: они не хотят, и все; время от времени многие дети проявляют устойчивое нежелание решать эту задачу. Чаще всего им просто намного интереснее делать что-то другое, например, посмотреть телевизор или почитать посты своих друзей в социальной сети. Некоторые дети настолько погружаются в определенное занятие, что ничего другого им уже не хочется. Взгляните на ситуацию с другой стороны: если вас самих поставить перед выбором – заняться тем, что вам приносит удовольствие, или сделать то, что воспринимается вами, как тягостный труд и скука, что выберете вы?

Иногда отказ убирать является частью большой непрекращающейся борьбы за лидерство в семье – той борьбы, в которой ваш ребенок не просто мотивирован избегать наведения порядка, но и мотивирован противостоять вам и использовать ваши слабые места для достижения своих целей. Чем больше вы будете контролировать вашего ребенка и управлять им, заставляя его делать то, о чем вы просите, тем больше он будет откладывать выполнение задания или вовсе отказываться от него. В итоге вы почувствуете себя истощенными, разбитыми, расстроенными и рассерженными, вы подумаете: «Мы так тяжело работаем, чтобы обеспечить нашему ребенку хороший дом и свою собственную комнату. Все, что ему нужно делать, это всего лишь поддерживать чистоту в своем личном пространстве!».

Изо всех сил старайтесь не принимать такое поведение на свой счет. Большинство детей проходят через этап беспорядка и хаоса, но это не связано с вами или вашей моделью воспитания.

Когда нужно просто закрыть дверь? Помните, что иногда закрыть дверь и «отпустить» ситуацию – это вполне разумный выбор, особенно если у вас много других сложных проблем с поведением вашего ребенка, над которыми сейчас вы работаете совместно. В конце концов, это его беспорядок, и если он хочет жить так, то вы вправе позволить ему это. Конечно, это не всегда действует, особенно если ваш ребенок делит комнату с братом или сестрой или если он настолько запустил ее, что появился риск спровоцировать проблемы со здоровьем. Если борьба за чистоту комнаты – это очень важный выбор, сделать который вам уже просто необходимо, вот несколько стратегий, которые помогут в этом:

«Разделяй и властвуй». В первую очередь, если детская комната находится в «аварийном» состоянии, из-за которого вы едва можете по ней передвигаться, очень полезно разделить ее на определенные зоны (секторы) и попросить ребенка за один подход поработать над уборкой всего лишь одной небольшой части. Или же можно за раз сфокусироваться только на каком-то одном предмете: сначала выбросить весь мусор, потом сложить одежду, а потом – игрушки. Детям независимо от возраста очень полезно разбивать большую задачу на маленькие фрагменты. Поставьте себя на место ребенка и посмотрите на ситуацию его глазами. Он может просто не знать, с чего начать, и думает: «Ничего себе! Да я никогда не смогу этого сделать! Какой смысл пытаться?». Так что разбейте задачу на фрагменты и начните продвигаться маленькими шажками.

Помогите преодолеть внутреннее сопротивление. Другим важным моментом является помощь в преодолении внутреннего сопротивления перед уборкой. Маленькие дети особенно нуждаются в том, чтобы родители помогли им начать осуществлять этот процесс. Потратьте всего 15–30 минут (в зависимости от возраста ребенка) на то, чтобы побыть рядом и показать шаги, необходимые для выполнения поставленной задачи. Например, вы можете научить ребенка, как поступать с разбросанной одеждой: нужно повсюду собрать ее, проверить ее состояние, а затем положить испачканные вещи в корзину для грязного белья, а чистую одежду сложить в шкаф. Очень важно, чтобы дети точно понимали, чего именно вы от них ждете. Мы часто думаем, что они знают, как выполнить ту или иную задачу, но они действительно искренне не знают, как это делать. Поэтому, перед тем как ребенок приступит к выполнению задачи, сначала введите его в курс дела. Помощь в начале позволяет ребенку получить нужный пример, который наглядно покажет те недостающие звенья, незнание которых тормозило процесс уборки.

Не стройте из себя мученика. Если ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы убирать самостоятельно, не делайте это вместо него! Если вы наведете порядок в его комнате, это сработает против вас. Ребенок посчитает, что вы считаете его неспособным на это, а также решит, что если просто потянуть время и посопротивляться, вы сдадитесь и уберете все сами. Более того, он может сделать вывод, что на самом деле и вовсе не должен следовать вашей просьбе, так как то, что вы говорите, совсем не то, что вы имеете в виду. Будьте осторожны, чтобы дети не сделали подобный вывод, потому что ваш авторитет поколеблется. Конечно, намного проще сделать все самому, но тогда в долгосрочной перспективе ребенок лишится мотивации выполнять подобную работу по дому. Помните о том, что, как только дети приступают к обучению в начальной школе, они уже в состоянии выполнять большинство бытовых задач, включая самостоятельную уборку в своей комнате. Вам нужно только поддерживать в них чувство ответственности.

Используйте последствия, ориентированные на поставленную задачу. Хороший способ поддерживать ответственность вашего ребенка состоит в том, чтобы приостанавливать действие привилегии до тех пор, пока определенная часть задачи не будет выполнена. Так, если вы решите, что сегодня нужно сложить всю одежду, не включайте компьютер, пока не увидите результат. Как только ваш ребенок уберет в своей комнате, определитесь со временем, которое будет еженедельно отводиться на уборку. Например, вечер пятницы, при этом ребенок должен знать, что его выходные не начнутся до тех пор, пока его комната не будет чистой (и, опять же, будьте предельно конкретны в том, что вы подразумеваете под словом «чистой»). Гарантирует ли это, что отныне ваш ребенок будет самостоятельно поддерживать чистоту в своей комнате? Нет. Но со временем использование установленных последствий и вознаграждений поможет ему научиться желаемому поведению. Как говорится: «Ты можешь привести коня к водопою, но заставить его пить не можешь!».

В итоге суть вот в чем: иногда ради того, чтобы дети чего-то добились, можно предоставить им огромные возможности, но они так и не воспользуются ими или, вероятно, придут к их пониманию спустя какое-то время. Задача родителей – обеспечивать эти возможности и обучать определенным навыкам. Дети при этом всегда будут делать свой собственный, независимый выбор. Используйте поощрение и устанавливайте последствия, чтобы мотивировать их и развивать чувство ответственности, а также обеспечивайте их необходимыми «инструментами», чтобы они могли самостоятельно заботиться о себе и своем личном пространстве – и это будет лучшее, что вы можете сделать.

Примечание: если у вашего ребенка беспорядок в комнате сочетается с нарушениями поведения, снижением успеваемости, проблемами в общении со сверстниками или если он/она малопродуктивны в целом, необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить наличие патологии. Данная статья предполагает работу со здоровыми детьми.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>