Воспитание речевой культуры
В первые годы жизни ребенок неосознанно впитывает все, что его окружает. Поэтому родителям нужно внимательно относиться к тому, что он видит и слышит. Необходимо изначально учить говорить правильно, чем потом переучивать малыша.
Опасность сюсюканья
Иногда родители коверкают язык и облегчают произношение слов. Например, вместо «машина» говорят «бибика» или «кошка» — «киса», «собака» — «ава».Подобные замены допустимы в годовалом возрасте, но чем старше ребенок, тем четче должны быть слова. Даже если ему сложно произносить полностью «автомобиль», то не стоит позволять малышу говорить короткий вариант. Постепенно ребенок привыкнет к звучанию и будет пытаться воспроизвести нужное слово.
Опытные логопеды неоднократно замечали, что сюсюканье способно спровоцировать задержку речевого развития. Малыш постоянно находиться в упрощенной речевой среде и ему нет смысла стараться меняться. Если младенец слышит грамотные слова от взрослого, то он будет стараться их точно повторить. Ребенок видит артикуляцию разных звуков, повторяет ее в надежде получить нужную фонему. Если не представлять ему поле для таких попыток, то речи будет не на чем развиваться.
Воспитываем культуру речи
С ранних лет ребенка нужно окружать правильной атмосферой. При правильном подходе можно выработать хорошие предпосылки к повышенному уровню грамотности. Для этого малышу каждый день перед сном читают книжки вслух. Ему нужно показывать картинки, задавать наводящие вопросы, эмоционально проигрывать диалоги. Ребенок должен стать полноценным участником процесса. Подойдут классические сказки с хорошими иллюстрациями — Чуковского, сборники сказок народов мира, детские мифы и многое другое. Среди родителей можно встретить немало споров о допустимости мультфильмов. Правило простое — не больше 10-15 минут в день.
Но здесь есть небольшая оговорка. Современные мультфильмы не подойдут. Анимация яркая, будоражащая нервную систему, озвучивание делается программами и у героев визгливые интонации. После постоянно просмотра таких видео ребенок начнет хуже реагировать на обычную речь. Лучше ставить классические мультфильмы и включать их только в ограниченный промежуток времени. Дополнительно дают слушать произведения разных композиторов.
Не менее важно и то, как и что говорят люди вокруг малыша. Если взрослые допускают просторечия, диалектные слова и другие ошибки, то ребенок их с точностью воспроизведет. Особое внимание нужно уделить речи воспитателя. Если она содержит искажения звуков (картавость, шепелявость и т.п.), встречаются неправильные употребления слов:
Покласть туда…;
Польта вешать туды;
ТортЫ нам не нужны и т.п.,
то родителям нужно задуматься о том, как такой педагог будет обучать детей. Мамам и папам всегда стоит помнить, что если ребенок что-то говорит или делает, то он это перенял от взрослых. Поэтому им нужно сначала винить себя, а уже потом исправлять ошибки.
Воспитание правильной самооценки
Родителям хочется, чтобы их дети были успешными и уверенными в себе людьми. Не всегда мамы и папы понимают, как это сделать. Кто-то по каждой мелочи бранит малыша, другой захваливает и не говорит о недостатках. Идеального способа вырастить у ребенка нормальную самооценку не существует. Но следование некоторым рекомендациям позволяет повысить вероятность этого.
Итак, самооценка — это отражение того, как к человеку относится его окружение. От ее уровня зависит успешность существования в социуме. На уровень влияют родители и другие близкие. Мамы и папы редко задумываются над последствиями своих бранных слов:
У тебя руки кривые
Ничего сделать нормально не можешь!
Я сдам тебя в детдом!
У всех дети как дети, а у меня монстр!
Если все это было сказано эмоционально, то ребенок это точно запомнит. Всю жизнь он проведет с гнетом ощущений от недовольных родителей. Он не будет уверен в своих силах, способностях и подобные убеждения могут привести его в насильственные отношения.
Комментарии