Почему мы теряем общий язык с подростками?
1. ПРОИСХОДЯТ ПЕРЕМЕНЫ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Хотя в целом мозг формируется к 12 годам, полностью этот процесс завершается уже после двадцати. При этом дольше всего продолжают развиваться лобные доли коры — области мозга, которые контролируют наши порывы и отвечают за способность планировать будущее.
Зато как раз лет с 12 активно «включаются» половые железы. В результате подросток оказывается не способен рационально контролировать вызванные гормональными бурями перепады эмоций, — утверждал нейробиолог Давид Серван-Шрейбер в книге «Тело любит правду»1.
2. МЫ САМИ УСУГУБЛЯЕМ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ
Общаясь с подростком, мы заражаемся духом противоречия. «Но ребенок только ищет себя, упражняется, а папа, например, уже воюет всерьез, подключая всю мощь своего опыта и силы», — говорит экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова.
Обратный пример — когда, пытаясь уберечь ребенка от ошибок, родители проецируют на него свой подростковый опыт. Однако только испытанное на себе может помочь развитию.
3. МЫ ХОТИМ СДЕЛАТЬ ЕГО РАБОТУ ЗА НЕГО
«С ребенком все нормально. Ему необходимо развить свое «Я», осознать и утвердить свои границы. А родители хотят сделать эту работу за него», — объясняет Светлана Кривцова.
Разумеется, подросток против. Кроме того, родители сегодня транслируют ребенку абстрактные послания, которые заведомо невыполнимы: «Будь счастлив! Найди себе дело по душе!» Но он еще не может этого сделать, для него это непосильная задача, считает психотерапевт.
4. НА НАС ДЕЙСТВУЕТ МИФ О ТОМ, ЧТО ПОДРОСТКИ ИГНОРИРУЮТ ВЗРОСЛЫХ
Исследование психологов Университета Иллинойса (США) показало, что подростки не только не против родительского внимания, но, наоборот, очень его ценят2. Вопрос в том, как мы проявляем это внимание.
«Важно понять, что волнует их, прежде чем бросать все педагогические силы на то, что тревожит нас. И побольше терпения и любви», — пишет Давид Серван-Шрейбер.
Комментарии