Как говорить с детьми о слабоумии пожилых
Будучи в растерянности, дети спрашивают нас: «Почему дедушка забывает, как меня зовут?», «Почему бабушка делает глупости, например, кладет соль в мой горячий шоколад?»…
По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается более 46-ти миллионов людей с деменцией, и ожидается, что к 2050 году это количество увеличится до 131,5 млн. Неудивительно, что у детей появляется все больше и больше вопросов о людях, страдающих этим заболеванием. Но готовы ли родители, воспитатели и педагоги отвечать на такие вопросы? К сожалению, один из социальных опросов показал низкий уровень осведомленности общественности о таких понятиях, как «деменция» и «болезнь Альцгеймера», и о непонимании окружающими состояния этих больных.
Итак, что мы должны говорить детям о слабоумии, и о чем они сами хотят знать? Вот как ответили на этот вопрос дети.
1. Рассказывайте всю правду. Дети хотят, чтобы взрослые максимально открыто и честно разговаривали с ними о деменции. По словам десятилетнего мальчика:
«Я бы не говорил, что все будет в порядке, потому что я ненавижу (я действительно ненавижу вранье),- лучше пусть бы кто-нибудь сказал мне: да, твоя бабушка никогда не поправится».
Мы должны рассказывать детям, что в наше время слабоумие не вылечивается, и что состояние здоровья человека с деменцией будет становиться только хуже и хуже (есть лекарства, способные на время притормозить этот процесс, но обернуть его вспять они не могут). Такая информация может расстраивать, но важно не потерять доверие сына или дочери. Если вы не уверены в том, что следует говорить, попросите ребенка задавать интересующие его вопросы. Они помогут оценить его уровень понимания проблемы.
2. Напоминайте детям, что их любимый человек по-прежнему остается человеком, даже с такой болезнью. Напомните ребенку, что дедушка все равно остается дедушкой, а бабушка – бабушкой несмотря на болезнь. Двенадцатилетняя девочка сказала:
«Важно знать, что за болезнью скрывается человек… не кто-то посторонний; это он заболел… но остается близким и родным».
Дети, чьи близкие люди страдают слабоумием, проявляют сочувствие, понимая, что люди не виноваты в своей болезни, и что они не могут помочь или контролировать поступки этих людей. Осознавая это, детям легче принять перемены, которые происходят с их родными.
3. Готовьте детей к неожиданностям. Многие родители говорят о непредсказуемости деменции и о том, как это смущает их ребенка. Дети иногда считают, что непостоянство поведения человека с деменцией (и наличие светлых промежутков в его состоянии) говорит о том, что он притворяется.
Деменция проявляется по-разному. Мы должны подчеркивать это и рассказывать детям обо всех возможных изменениях в поведении, которые могут испытывать люди, страдающие этим заболеванием. Нужно описывать (и трактовать) детям изменения, которые они видят в любимом человеке, такие как изменения личности или перепады настроения, даже потерю памяти, которую объяснить труднее всего. Страх часто приходит из-за неизвестности, поэтому информируя ребенка, вы снижаете его опасения по поводу близкого человека.
4. Придумывайте совместные занятия для ребенка и больного близкого человека. Ощущение неловкости по отношению к людям с деменцией может возникать из-за «незнания, что делать». Дети могут вместе с любимым человеком с деменцией слушать музыку, рассматривать старые фотографии, смотреть видео на своих планшетах, играть или заниматься поделками.
Это также означает, что время, проводимое с близким человеком, скорее всего, будет светлым, трогательным и радостным. Родители должны подчеркивать, что проявление любви и доброты по отношению к больному человеку – это ключ к общению с ним, но самое главное это то, что не обязательно иметь хорошую память, чтобы славно проводить время вместе.
5. Ищите позитив. Дети так описывают некоторые прекрасные моменты:
«Такие люди в определенной степени классные, потому что они необычные… Мне нравится, что они не похожи на других».
Мы должны искать и делиться с детьми переживанием позитивных моментов, связанных с людьми, страдающими деменцией. Вспоминайте былые хорошие времена; например, покажите ребенку фотографию, где он и больной человек вместе переживают радостные события.
Очень важно сохранить в памяти тот замечательный образ любимого человека, когда он еще был абсолютно здоров, и пронести его через всю свою жизнь.
Комментарии