Раннее развитие: младенцы испытывают щекотку не так, как ожидалось
Щекотка все еще исследуется в крупных научных центрах. Взрослые часто не могут определить место прикосновения при скрещенных ногах. Если взрослых людей касаются с обеих сторон ног, и это происходит быстро, у них возникают большие проблемы с определением правильного порядка. Исследователи из Лондонского университета изучили, как дети справляются с экспериментом. В журнале «Современная биология» они сообщают о своем исследовании. Психологи мягко щекотали ноги четырех- и шестимесячных детей и наблюдали за тем, какая из ног ребенка пошевелилась. Шестимесячные дети хуже определяли место щекотки, если их ноги были скрещены. Они показали ту же реакцию, что и взрослые.
В другом эксперименте ученые также испытали удивление: дети, которые были младше на 4 месяца, достигли лучших результатов. В 70% случаев они двигали ногой, которую щекотали исследователи – независимо от того, были ли скрещены ноги или нет. Эндрю Бремнер, соавтор исследования, считает, что дети не воспринимают прикосновение к своей коже как нечто, исходящее от внешнего мира. Ощущение осязания еще не связано со зрением, слухом и обонянием. Маленькие дети даже не смотрят на то, где они были тронуты и кем. Со слепыми людьми подобные эксперименты уже проводились. Люди, которые были слепы от рождения, как и дети, не проявляли никакой разницы в восприятии скрещенных ног. Люди, которые потеряли зрение позже, не могли пройти тест.
В возрасте 6 месяцев младенцы реагируют на щекотку с улыбкой. Щекотка становится уже не просто прикосновением, а взаимодействием между родителями и детьми. Это считается формой привязанности и близости. В то же время, многие люди описывают чувство щекотки как неприятное. Для объяснения противоречивых реакций на приступ щекотки существуют различные эволюционные объяснения. К относится гипотеза укрепления отношений между родителями и детьми. Щекотку можно также понимать, как игривую боевую подготовку, в которой человек учится защищать чувствительные части тела. Уже Аристотель интересовался феноменом щекотки. Он считал, что человек был единственным существом, которого можно щекотать, и был неправ. Многие другие млекопитающие также реагируют на щекотку. Психолог Стэнли Холл выделил в 1897 году два типа щекотки: книсмесис и гаргалесис. Книсмесис – это легкое щекотное ощущение, возникающее, когда перо или насекомое касаются кожи. Книсмесис широко распространен в природе. Гаргалесис – более сильное поглаживание кожи, вызывающее смех.
Но почему мы смеемся, когда нас щекочут? Чарльз Дарвин доказывал связь с юмором. Общими чертами являются счастливое настроение и момент удивления. Щекотка – это что-то вроде «физической» шутки. Психолог Кристина Харрис рецензировала этот тезис, систематически изучая выражения лица при приступах щекотки. Она нашла смешанные реакции между удовольствием и болью. В противовес Дарвину она не могла найти никакой необходимой связи щекотки с радостным смехом. Щекотка использовалась не только как игра между родителями и детьми или любовниками, но и как пытка на протяжении всей истории. В средние века мучители чистили ноги жертв солью и щекотали, пока они не признались в предполагаемом преступлении.
Комментарии