Как выжить тревожной маме?
От этого тяжело не только мне, но и всем вокруг. Ребенку, наверное, в первую очередь. Да и мужу тоже достается, он пока терпит, успокаивает меня, когда он рядом, тревог значительно меньше. Я вижу, что когда я встревожена, мой малыш хуже спит, под влиянием тревоги я веду себя с ребенком не так, как когда с нами рядом папа. Как остановиться, как перестать мучить малыша собственной тревогой?» Вопрос психологу. Мама маленького ребенка – это человек, на котором лежит круглосуточная ответственность за другого, менее умелого, опытного и приспособленного к жизни. Конечно, такая ответственность порождает тревоги: карабкается на стул – а не упадет ли с него? Ест уже третий апельсин – а не обсыплет ли щеки? Как же играть в песочнице – а не стукнет ли кто-нибудь лопаткой? Тревога – важное чувство, оно помогает акцентировать внимание на нужных вещах, служит своего рода сигнальной системой, призывающей сосредоточиться на том, что в настоящий момент требует приложения сил. Тогда встает вопрос о том, как разграничить полезные и вредные проявления тревоги. Если вредных проявлений окажется больше, нужно снизить интенсивность этого чувства, при частых патологических проявлениях существенно мешающего нормально жить и маме, и ребенку. О том, что тревога чрезмерна, можно получить сигнал извне – от папы или подруги, можно опереться на внутренние ощущения.
Путь к такому необходимому спокойствию лежит, в первую очередь, через осознание причин тревоги. Например, вполне закономерно тревожной может стать женщина, чьи роды протекали тяжело, мама, жизнь ребенка которой первые месяцы постоянно была в опасности. Время идет, ребенок догоняет сверстников, источник тревоги остается все дальше и дальше в прошлом, однако тревога не ослабевает. А ведь должна бы – молодая мама освоилась с новой ролью, ребенок стал более или менее понятен и предсказуем. В таком случае можно поискать моменты, когда вспыхивает тревога, и разделить происходящее там на объективные предпосылки и субъективные. Например, если малыш освоил умение взбираться на стул, приставленный к подоконнику, а вы, будучи морально не подготовленной, поймали его уже на высоченном, к счастью, широком подоконнике, когда он пытался спуститься мимо стула… Объективный повод был: ребенок сделал это впервые и без страховки – можно на секунду встревожиться, а затем порадоваться тому, что вам удалось в нужное время оказаться в нужном месте. Теперь, когда вы знаете о новом умении ребенка, вы можете быть готовой и подстраховать малыша, либо сделать недоступным путь на подоконник. Тревогу часто вызывают неизвестные ситуации или факторы. Для работы с тревожащей неизвестностью можно попробовать узнать об этом больше. Например, вас тревожит назначенный ребенку анализ с труднопроизносимым названием. В этом случае необходимо узнать о процедуре больше, причем лучше это сделать не через Интернет, а спросить у компетентного, вызывающего доверие человека, сведущего в медицине. Если такого среди знакомых не окажется, можно воспользоваться и Сетью, тогда лучше делать это, когда рядом с вами будет человек, чье присутствие вас успокаивает. В приведенном примере таким свойством обладает муж. Он не позволит вам накрутить себя при чтении. Таким образом, вы узнаете больше о процедуре и избежите состояния взинченности. Еще одним полезным навыком для снижения тревожности может стать самонаблюдение: как я чувствую себя прямо сейчас? Я спокойна. Что я делаю, что помогает мне прямо сейчас сохранять спокойствие?.. Так постепенно сформируется набор занятий, во время которых вы с большой долей вероятности не тревожитесь. Чем больше такими занятиями наполнен ваш день, тем менее тревожной становится ваша жизнь, тем меньше тревог просачивается в отношения с ребенком. Вы не заражаете его своим состоянием и не гиперопекаете под влиянием собственной тревоги.
Комментарии