«Мне обидно, я злюсь»: учим ребенка понимать свои чувства

«Мне обидно, я злюсь»: учим ребенка понимать свои чувства

Формирование этого опыта начинается с момента рождения. Младенец чувствует любовь и ласку, которая исходит от близких людей, учится на них реагировать. Поэтому именно родители помогают малышу заложить прочную эмоциональную базу для дальнейшего развития. Что для этого необходимо делать?Обязательно называйте малышу те чувства, которые он испытывает. Если он расстроился и плачет, не спешите отвлекать его. Проговорите то, что ребенок в данный момент переживает, чтобы в будущем он мог понять, что с ним происходит.

Разговаривайте с ребенком, описывайте его состояние. Например, вы заранее сказали ребенку, что купите только одну игрушку. Но в магазине, растерявшись от разнообразия, он взял не одну, а три. На кассе вы попросили выбрать одну и оставить ненужные на полке. После чего малыш стал проявлять агрессию. В таком случае, не стоит повышать голос на ребенка и нервничать. Спросите его: «Ты, видимо, злишься из-за моего запрета? Я думаю, что тебе сейчас обидно и грустно. Выбери, пожалуйста, одну игрушку, как мы договаривались». Описав эмоции ребенка, вы дадите чаду возможность глубже понять свои реальные чувства.

Избегайте шаблонов в общении с малышом. Штампы вроде «мальчишки не хнычут» и «девочки должны быть аккуратными» добавили сложностей в жизни не одному поколению детей и вызывают деструктивные чувства: вины, стыда, обиды и т.д.

Когда вы переживаете сильную эмоцию на глазах ребенка, обязательно проговорите ее. Малышу важно видеть перед глазами пример, на который он может впоследствии опираться. Неважно, негативное или позитивное событие произошло, главное, чтобы ребенок увидел, что близкий ему человек позволяет себе выразить вслух то, что чувствует.

Изучить всю гамму чувств и научить ребенка понимать их помогут совместные игры:

● Игра с помощью любимых игрушек. Разыграйте с сыном или дочерью сюжет из жизни, используя те игрушки, которыми они чаще всего играют. Такие занятия можно проводить уже с двух лет. Например, медвежонок сидит на стульчике и грустит. Спросите малыша, чем может быть вызвано такое настроение у Мишутки. Что с ним произошло? Можно ли ему как-то помочь?

● «Угадай, что я чувствую». Эту игру очень любят старшие дошкольники. С помощью жестикуляции и смены выражений лица покажите какую-нибудь эмоцию. Задача ребенка — угадать то, что вы ему показали. Затем вы меняетесь местами: малыш показывает, а вы угадываете.

● «Расскажи про эмоцию». Для этого занятия можно купить специальный набор карточек, но можно обойтись и детской иллюстрированной книгой. Обсудите с сыном или дочерью, какие эмоции, как им кажется, испытывают персонажи на картинках. С чем они связаны? Как следует поступить на месте главного героя?

Выбирая способ или игру, следует опираться на жизненный опыт и увлечения ребенка. Если малышу не нравится затронутая тема — возможно, он не готов к ее обсуждению. Лучше вернуться к ней позже, когда у него появится желание поделиться своими чувствами.

У большинства из нас нет подобного опыта. Наши мамы и папы следили, чтобы мы не злились, не проявляли агрессию и уж тем более не плакали на людях. И многие взрослые сейчас не умеют выражать свои эмоции.

Поэтому так важно развивать эмоциональную чувствительность в самом раннем возрасте. Это поможет ребенку быть гибким, адаптивным в обществе. Он научится понимать испытываемые чувства и сможет легко договариваться в семье или в кругу посторонних ему людей.

Как и любая способность, быстрее всего необходимые навыки нарабатываются в детстве, особенно в период с 2 до 7 лет. Для дошкольников очень важен опыт постижения себя, своего внутреннего мира. В это время у детей формируется самооценка, они впервые начинают представлять свое место в социуме. И именно родитель должен помочь своему малышу заложить прочный фундамент для жизни

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>