Развитие: что должен уметь ребенок в 1 год
Прошел всего год, а ваш малыш из беспомощного нежного комочка вырос во вполне сформировавшегося маленького человечка. Закончился период младенчества. Ребенок еще в начале пути, но сколько этапов развития он прошел, сколькому научился!
Физическое развитие
Вес ребенка увеличился примерно в 3–3,5 раза. И если в первые месяцы малыш прибавлял по 400–600 граммов, то начиная с года его вес должен увеличиваться в среднем примерно на 200–250 граммов в месяц.Как правило, все, что должен уметь ребенок в год, он освоил: уверенно стоит на ножках, ходит, может пытаться бегать, держась за руку, поднимается и спускается по ступенькам, носит двумя руками нетяжелые предметы – тарелку, куклу, мячик и др.К году у малыша должно быть 12 зубов. Но не надо паниковать, если прорезались не все 12. Они появятся, важно обеспечить крохе сбалансированное питание, в котором будет достаточное количество кальция, фосфора и витаминов.
Умственное и эмоциональное развитие
При оценке этих параметров стоит ориентироваться на средние показатели того, что, должен уметь ребенок в год. Как правило, малыш умеет выражать согласие и несогласие, понимать эмоции родителей и слово «нельзя», с ним уже можно договариваться. Малыш уже чутко улавливает интонацию речи взрослых.
К этому возрасту у ребенка появляются зачатки умения обобщать. Например, словом «ляля» он называет не только свою куклу, но и встреченную на улице в коляске девочку, либо изображение на картинке маленького ребенка или куклы. Если он видит плачущего ребенка, то может, «обобщив», из сочувствия присоединиться к плачущему.
Некоторые дети к году могут сообщать о том, что хотят на горшок.Годовалых детей очень интересуют книжки. Ребенок с удовольствием показывает животных, просит переворачивать странички, чтобы увидеть новую картинку.
В год малыш воспринимает простые мелодии, у него формируется чувство ритма. Он умеет играть в ладушки, «сороку-ворону», танцевать.
В течение первого года жизни у ребенка хорошо развивается память, в эту пору он легко запоминает названия предметов, имена близких взрослых и детей, любит смотреть в окно за движением людей, животных и транспорта. Поэтому знает названия окружающих его предметов, игрушек, одежды, лица, частей тела и умеет их показать. К году ребенок должен произносить 5–10 слов: «мама», «папа», «баба», «ляля», «дай», «аф-аф», «би-би», другие звукоподражания.
Если этого нет, не спешите расстраиваться. Считается нормой, когда:
– девочки начинают говорить раньше мальчиков,
– словарный запас из 5–10 слов появляются у крохи в период от 12 до 15 месяцев – все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка,
– в семьях, где есть предрасположенность к задержке речевого развития, она передается по наследству. Опытный логопед при работе с ребенком, который не говорит, всегда спросит, были ли подобные случаи в семье.
Продолжаем развиваться
Чтобы стимулировать и поддерживать речевое развитие малыша, обязательно разговаривайте с ним, грамотно, медленно и четко произнося слова, без сюсюканий. Комментируйте свои действия («Давай наденем курточку», «Сейчас умоем глазки, щечки»), пытайтесь наладить диалог с крохой, выдерживая паузы, чтобы он мог ответить, либо показать мимикой, жестом свой ответ («Где наша ложка? Правильно, на столе наша ложка»).
Читайте малышу как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждайте заканчивать строки и хвалите за это. В год ребенок может подхватить и завершить знакомую строчку стишка. Научите его дуть, покажите, как вы складываете губы и дуете (полезное упражнение для правильного произношения звуков «с», «ш», «з»)
Для детей одного года очень полезны игры, в которых задействована мелкая моторика. Такие игры способствуют как умению работать руками, так и развитию речи. А так как в этот период малыш активно исследует шкафы – перебирает вещи, гремит кастрюлями, изучает содержимое пакетов и банок, – запаситесь терпением и не останавливайте его.
Комментарии