Тяга к исследованиям у детей сильнее желания награды
Ученые из The Ohio State University утверждают, что маленькие дети предпочитают возможность исследовать мир предложенному вознаграждению.
В исследовании участвовали 32 ребенка в возрасте 4 лет и 34 взрослых человека. На экране компьютера участникам показывали 4-х инопланетных существ. При клике на каждое из них участник получал определенное количество виртуальных конфет. Одно существо всегда давало 10 конфет, а другие – только 1, 2 или 3. Целью теста было заработать как можно больше конфет в течение 100 попыток. В конце исследования конфеты можно было превратить в реальные наклейки, имеющие ценность для детей.
Взрослые пошли наиболее логичным и предсказуемым путем. Они быстро определили, какое существо дает больше всего конфет, и дальше в большинстве случаев выбирали только его (всего это происходило в 86% случаев). Дети пошли другим путем: выбор самого полезного в плане заработка конфет существа они делали только в 43% случаев. Это не значит, что они не смогли спрогнозировать самый эффективный вариант – в тесте на память, который дети проходили после исследования, подавляющее большинство из них правильно указали на существо, выдающее больше всего конфет.
Ученые объясняют, что дети, в отличие от взрослых, были намного меньше заинтересованы в получении максимального вознаграждения. Возможность исследования привлекала их больше. Более того, они пробовали разные варианты, и чем дольше они не кликали на какое-то из существ, тем меньше были уверены в результате, и поэтому снова проверяли его.
В ходе второго исследования участвовали 37 взрослых и 36 детей 4-5 лет от роду. Ценность одного из инопланетян (в конфетах) оставалась неизвестной, определить его можно было случайным перебором, и значения вариантов никогда не менялись – менялся скрытый вариант. И в этом случае взрослые выбирали наиболее выгодное существо в 94% случаев. Дети же выбирали самое ценное существо только в 40% случаев, в том числе и тогда, когда самым ценным оказывался скрытый вариант. Ученые указывают, что детей в ходе исследования привлекала неопределенность скрытого варианта, они постоянно стремились исследовать его.
Впрочем, не все дети вели себя абсолютно одинаково: некоторые вели себя как взрослый, всегда выбирая самое выгодное существо, а некоторые целенаправленно избегали скрытую версию. Это может быть связано с разными уровнями созревания когнитивных функций у детей.
Одно можно утверждать достаточно точно: все дети в своем развитии проходят этап, когда исследование окружающего мира становится одной из их основных целей. А беспорядочное поведение детей в младшем возрасте в значительной степени связано со стремлением накапливать информацию.
Комментарии