Как помочь ребенку вовремя научиться ползать
Когда ребенок учится ползать, родители радуются этому больше, чем он сам. Умение ползать – важный показатель развития ребенка, поскольку оно является первым шагом к его мобильности. Ползая, младенцы исследуют и познают окружающий мир.Но не все дети учатся ползать в одном и том же возрасте. Рассмотрим подробнее, как дети учатся ползать и как родители могут помочь им в этом.
Когда дети начинают ползать
В среднем ребенок начинает ползать в возрасте девяти месяцев. Но в то же время некоторые дети развивают этот навык уже в семь месяцев, а некоторые – только к году. Так или иначе, ребенок не обретает этот навык в один момент. Учась ползать, ребенок проходит несколько этапов.
Как дети учатся ползать
Ползание – постепенный процесс, состоящий из нескольких этапов:
1. Ребенок держит голову (2 месяца). Первый шаг ребенка к тому, чтобы научиться ползать, – умение держать голову, лежа на животе. Это умение развивается у малыша примерно в 2 месяца, когда мышцы его шеи становятся настолько сильными, чтобы поддерживать голову.
2. Ребенок приподнимается на локтях (4 месяца). Когда ребенок умеет держать голову, он начинает использовать руки. Лежа на животе, он приподнимается на локтях, чтобы поддерживать верхнюю часть туловища.
3. Ребенок поддерживает туловище (6 месяцев). В шесть месяцев ребенок может приподниматься и становиться на четвереньки. Положение его тела практически готово к ползанию. В шесть месяцев ребенок также умеет сидеть и перекатываться с живота на спину и обратно.
4. Ползание на руках (8 месяцев). В этом возрасте ребенок ползает, используя силу рук, при этом не задействуя туловище и ноги. Этот этап означает, что ребенок уже полностью готов ползать.
5. Ползание (9 месяцев). Ребенок обладает достаточной силой мышц и ловкостью, чтобы ползать, используя для этого все 4 конечности.
Все дети ползают по-разному. Существует несколько способов ползания, каждый из которых основывается на уникальных техниках.
Способы ползания у детей
Ребенок может постоянно придерживаться одного и того же стиля ползания или менять их со временем.
1. «Перекрестное ползание»
Распространенный среди детей способ, при котором ребенок удерживает вес тела на руке и противоположном колене, затем одновременно меняет руку и колено, двигаясь вперед. Этот стиль также называется классическим.
2. «Медвежонок»
Этот способ похож на предыдущий, за исключением одной особенности: ребенок опирается не на колени, а на ступни. Его движения напоминают ходьбу медведя.
3. «Краб»
Способ, похожий на перекрестное ползание. Его особенность в том, что ребенок двигается задом наперед или в сторону.
4. «Маленький разведчик»
Ребенок лежит животом на полу. Он ползет, отталкиваясь рукой и противоположной ногой. Такой способ ползания напоминает способ, которому учат ползать солдат в армии, чтобы они оставались незаметными. Этот способ также называется «ползание на животе».
Другие способы ползания
Дети могут использовать другие способы, которые нельзя назвать ползанием в общепринятом понимании:
«Самокат». Ребенок садится на пол и отталкивается руками, тем самым передвигаясь вперед.
«Перекатывание». Ребенок просто перекатывается, чтобы добраться из одного места в другое.
Эти два метода могут показаться неправдоподобными или даже комичными, но детские врачи во всем мире рассматривают их как нормальные способы ползания.
Можно ли считать полноценным ползанием ползание на груди?
Некоторые родители слышали о так называемом ползании на груди. Это нельзя назвать ползанием в общепринятом смысле этого слова. Новорожденный ребенок делает медленные движения по направлению к материнской груди, когда его кладут на грудь или живот матери. Это не разновидность ползания, а просто раннее проявление ползательного рефлекса. Это движение инстинктивно, так ребенок ищет материнскую грудь, чтобы инициировать кормление. Поскольку ребенок совершает такое движение сразу после рождения, его еще называют «ползанием новорожденного».Ползание – важный показатель развития ребенка, и родители могут помочь ему развить этот навык.
Как помочь ребенку научиться ползать?
Занимаясь с ребенком дома, можно мотивировать его ползать. Рассмотрим несколько советов, как это сделать:
ежедневно выделяйте время на занятия с ребенком. Кладите его на живот: это занятие приносит множество преимуществ: укрепляет все группы мышц, подготавливая организм ребенка к ползанию и более сложным движениям. Педиатры рекомендуют уделять такому занятию ежедневно 2–3 раза по 5 минут. Время таких занятий следует увеличивать по мере того, как ребенок растет;
поощряйте любопытство ребенка, мотивируйте его исследовать объекты окружающего мира. Это может привести к развитию навыков моторики. Разместите различные предметы вокруг ребенка и позвольте ему доползти до них. Интерес будет подталкивать ребенка ползать;
позволяйте ребенку сидеть. Сидение укрепляет мышцы его спины. С шестимесячного возраста садите ребенка и позволяйте ему оставаться в таком положении несколько минут. Повторяйте такое занятие каждый день;
ползание на руках также очень важно для ребенка. Вам оно может показаться неуклюжим, но оно помогает ребенку научиться необходимым движениям и создать основу для полноценного ползания;
сделайте ползание интересным для ребенка, когда он уже научится ползать. Например, спрячьте игрушку и предложите ребенку найти ее. Если ребенок не сможет найти игрушку, обнимите его, подбодрите и предложите вернуться к поиску.
Упражнения для развития ползания
Также развить у ребенка навыки ползания можно и с помощью определенных занятий. Каждое такое занятие развивает навыки, лежащие в основе ползания, мотивируя ребенка начать ползать.
1. «Что это?»
Возраст: 2 месяца.
Что развивает: умение ребенка держать голову.
Как выполнять?
1. Положите ребенка на живот, сядьте напротив него, возьмите в руки его любимую игрушку или погремушку.
2. Привлеките внимание ребенка игрушкой. Он поднимет голову, чтобы посмотреть, какой предмет вы ему показываете.
3. Передвиньте игрушку так, чтобы она пропала из поля зрения ребенка. Двухмесячные дети следят за передвижениями предметов, которые их заинтересовали, поворачивая голову.
4. Передвижение игрушки помогает укреплять мышцы шеи ребенка.
2. «Достань игрушку»
Возраст: 4 месяца.
Что развивает: умение ребенка приподниматься на локтях.
Как выполнять?
1. Положите ребенка на живот и разложите вокруг него несколько игрушек. Игрушки должны быть вне его досягаемости.
2. Предложите ребенку собрать игрушки. Когда ребенок лежит на животе, он опирается на один локоть, чтобы другой рукой достать игрушку. Это помогает укрепить мышцы рук, чтобы лучше удерживать вес тела.
3. Раскладывайте игрушки возле обеих рук, чтобы ребенок учился удерживать вес тела на обеих руках.
3. «Ползание с посторонней помощью»
Возраст: 6 месяцев
Что развивает: умение ребенка удерживать свой вес.
Как выполнять?
1. В шестимесячном возрасте ребенок уже обычно может удерживать вес тела на четырех конечностях, а это значит, что он может принимать позицию, необходимую для ползания. Поставьте ребенка на четвереньки. Возьмите сухое полотенце, сверните его в веревку и оберните ее вокруг груди ребенка. Аккуратно придерживайте концы полотенца, поддерживая ребенка.
2. Полотенце помогает ребенку дольше оставаться на четвереньках, укрепляет мышцы его ног и рук.
3. Положите рядом с ребенком его любимые игрушки, чтобы он мог играть, стоя на четвереньках. Сначала удерживайте его в таком положении на протяжении 3–5 минут, постепенно увеличивайте время.
4. «Следуй за движущейся игрушкой»
Возраст: 8 месяцев
Что развивает: навыки ползания на руках.
Как выполнять?
1. Привяжите к игрушечной машинке веревочку и поставьте ее перед ребенком, который лежит на животе.
2. Потянув за веревочку, передвигайте машинку. Это заинтересует ребенка.
3. Ребенок поползет за машинкой, чтобы взять ее. Играйте в эту игру регулярно, пока ребенок не научится полноценно ползать.
5. «Проползи через тоннель»
Возраст: 9 месяцев
Что развивает: навыки ползания.
Как выполнять?
1. Купите игрушечный тоннель из ткани. Убедитесь, что он достаточно широкий, чтобы через него мог пролезть ребенок.
2. В конце тоннеля расставьте несколько игрушек.
3. Покажите игрушки ребенку и предложите ему проползти до конца тоннеля, чтобы достать их.
4. Повторите это действие несколько раз. Можно попросить супруга, чтобы он стоял в конце тоннеля и звал ребенка.
Регулярно выполняйте вместе с ребенком данные упражнения – так вы поможете ему развить навыки ползания.
Комментарии