Учим малыша говорить: когда начинать и как делать правильно?
В каком возрасте детей надо учить говорить, и надо ли? Разве нельзя просто подождать, когда малыш начнет разговаривать сам? Оказывается, пустить процесс на самотек и просто ожидать начала речи — не самый оптимальный вариант. Рассказываем, как заниматься речью с грудничком (спойлер: очень просто!) и как помочь ребенку рано заговорить.
В каком возрасте детей надо учить говорить?
На самом деле правильный возраст детей для начала обучения речи — очень условная тема. Еще до рождения малыши усваивают интонационную часть речи, когда слышат разговоры матери. Исследования доказывают, что грудничок более ярко реагирует на звуки материнского языка, чем незнакомого, а это означает, что первое знакомство с родной речью происходит еще во время внутриутробного развития плода.
После появления на свет начинается период постнатального знакомства с речью, и все взрослые, сами о том не догадываясь, помогают ребенку. В особенности способствует развитию грудничка специфическая материнская речь: с растягиванием гласных, высоким голосом. У молодых мам это инстинктивная реакция на всех младенцев. Ученые выявили забавный факт: к мелким животными женщины тоже склонны обращаться более высоким голосом, но вот гласные при этом не растягивают. И правильно, ведь говорить они не научатся. Так что природа сама подсказывает, как в раннем возрасте детей обучать говорить: рассказывать, что вокруг есть, что происходит, куда вы пойдете. «Смооотриии, коошка!» — это самый правильный метод раннего обучения говорить.
На первом году у грудничка формируются центры головного мозга, ответственные за функцию речи, и база речевого развития закладывается в первые 12 месяцев. К трем годам эти речевые центры резко замедляют процесс формирования, и с ним завершается основной благоприятный период «закладывания фундамента» речи. Так что ждать, когда настанет особый возраст детей для начала обучения, не стоит, начинать можно еще до рождения ребенка.
Формирование речи у грудничка: этапы первого года жизни
Хотя говорящий грудничок — явление не частое, но на самом деле даже на первом году жизни уже есть этапы, отмечающие прогресс в формировании речевых навыков. И помощь родителей в их освоении будет совсем не лишней.Первая голосовая реакция новорожденного — крик. Хотя поначалу он кажется однообразным, но с возрастом дети начинают обучаться различным вариантам крика и плача, и уже можно понимать: хочет малыш есть, спать, что-то болит или стало страшно. Это период интонационного развития.С трех до шести месяцев грудничок начинает «гулить», тянуть гласные, «петь». В 4-5 месяцев к гласным добавляются согласные, и гуление обогащается лепетом. В оба эти периода важно отвечать малышу, побуждать его «общаться», осваивать новые гласные и согласные, а также знакомить кроху с различными звуками — спокойной музыкой, природой, аудиосказками, колыбельными и т. д.
К 7-8 месяцам ребенок уже готов начинать понимать слова и осознавать, какое сочетание звуков обозначает какой предмет. Накапливается пассивный словарь, и родители в этом процессе — основные поставщики знаний, названий предметов, действий. Говорить стоит простыми фразами: «Мы идем гулять. Миша, где ботинки? Вот ботинки! Надеваем ботинки на ноги. Надели, идем гулять». Простые конструкции усваиваются намного легче, а немного позже малыш сам (с помощью родительской речи) обучится обогащать фразы прилагательными, наречиями и т. д.В среднем к году малыш уже имеет активный словарь и может произносить от десятка слов. Не стоит ждать сразу же полных слов, все «ка», «ба», «ди» считаются за слова, причем «ка» может быть сразу несколькими — «кабачок», «качели», «катать», «коляска» и т. д., и это — отдельные слова в словаре крохи.
Чуть позже из этих слов составляются предложения. «Мама, гу» — «Мама, идем гулять», «Дай ма» — «Дай машинку» и т. д. Это — основа фразовой речи, новый этап. Словарный запас активно растет, и к двум годам составляет около 100 слов.
После 1,5 лет дети начинают пытаться использовать различные изменяемые окончания, падежи, перебирают варианты, слушают взрослых. «Моя водичка, пить водичку, нет водички» — так проявляется освоение грамматических правил. Эти попытки надо стимулировать разговорами, рассматриванием книжек с картинками, «беседами» на прогулках. Занятия хотя и простые, но они должны быть постоянными. «Где кошка? Ой, нет кошки! Ты видишь кошку? Она убежала», такие конструкции дают базу для грамматики, и их постепенно надо усложнять. Кошка окажется серой, пушистой, маленькой, вчера она была под кустом, где она будет сидеть завтра? Прилагательные, наречия, глагольные времена малыш усвоит, если не лениться общаться с ним.
Правила стимулирования речевого развития достаточно просты, и большинство родителей их знает на интуитивном уровне. Тем не менее, давайте повторим, что важно для детей.Говорить много, с четкой дикцией и короткими предложениями, различными интонационными рисунками.Грудничку важно видеть мимику взрослого при произношении звуков, поэтому при пении песенок, играх, во время массажа, смены подгузника разговаривайте так, чтобы малыш видел лицо и движение лицевых мышц. Ребенку надо усвоить, как произносить звуки, и наблюдение за артикуляцией взрослых помогает быстрее начать гулить.По возможности надо комментировать свои действия, называть предметы.Во время общения (пусть даже оно пока ограничено гулением) надо давать малышу возможность «отвечать», самому начинать «диалог».
Колыбельные, потешки, стишки и песенки — прекрасный способ обогащения словарного запаса и активного знакомства с родной речью. Потешки с играми, «ладушки», «сорока-ворона» помогают не только звуковым навыкам, но и развивают координацию движений и мелкую моторику, которая напрямую связана с речевыми центрами мозга.Нельзя заменять живое общение телевизором или аудиодевайсами.Любовь некоторых взрослых к звукоподражательным словам осложняет освоение речи ребенком. Машина может «говорить» би-би, а кошка — мяу, но нельзя называть машину бибикой или собачку «гав». Называйте предметы и объекты правильно с самого начала, не надо искажать детскую речь, как бы умилительно это не звучало в устах малыша.Наконец, надо поощрять речевую активность крохи, хвалить его, хвалиться его достижениями родным так, чтобы малыш слышал и повторял новые слова и фразы. Положительное подкрепление, приятные эмоции способствуют речевому развитию.
Комментарии