Режим дня для ребенка: желательно или необходимо?
Когда в доме появляется ребенок, меняется все: начиная от порядка, заканчивая режимом. И если с отсутствием первого родители покорно смиряются, то насчет второго ведут активные споры: нужен ли режим, как его соблюдать, почему важно устанавливать ребенку определенные рамки и каково в них жить? Давайте разбираться вместе.
Режим дня для ребенка: желательно или необходимо?
Современные родители все чаще пренебрегают режимом. В ускоренном ритме жизни так важно все успеть: работа, развлечения, хобби, путешествия. Сегодня мамы в декрете редко сидят дома, а соблюдение режима для многих стало чуть ли не устаревшим понятием, годным разве что для домохозяек.
На деле же режим дня для ребенка – это свод правил и ограничений, установленный родителями с целью успешного воспитания и социализации детей. Режим важен и для спокойствия, и для освоения жизненных навыков, и для учебы в дальнейшем. В таком ракурсе режим – это ежедневное повторение действий, своеобразные рамки для каждодневных ритуалов: прием еды, сон, прогулка, купание.
Распорядок дня важен для душевного равновесия малыша. Дети пока не способны ощущать временные границы: завтра наступит непонятно когда, а вчера – это как целую вечность назад. Им особенно важно осознавать распорядок дня, что позволяет противостоять стрессам, быть эмоционально гибкими и спокойными. Такие дети легче концентрируются на выполнении определенных заданий, умеют соблюдать последовательность действий, планировать свое время. Ежедневно совершаемые действия, кажущиеся примитивными родителю, на самом деле создают у ребенка ощущение «правильности» происходящего.
Чем младше ребенок, тем важнее для него режим дня. Он помогает ему понимать, что будет дальше. Если малыш не знает режима или сбивается с него, он подсознательно воспринимает это как своего рода угрозу, чувствует себя растерянным, обманутым, сбитым с толку.
К примеру, ваш ребенок любит читать книги. Вечером он увлекся рассматриванием картинок и на мамино предложение пойти спать ответил крайне негативно. В данный момент его устраивает то, чем он занимается. В таком случае распорядок, обычный для каждого вечера, поможет вернуть его в реальность, подведет к плавной смене деятельности, не нарушив гармоничное течение событий. «Да, ты любишь картинки и книги. Давай дочитаем эту историю, обсудим картинки, а после начнем готовиться ко сну, как всегда…»
В мозге дошкольников еще не развиты структуры, отвечающие за самоорганизацию, поэтому режим дня позволяет направлять свою активность в русло, намеченное родителями. Так формируются зачатки саморегуляции.
Как быть с изменениями?
Некоторых детей изменения в режиме дня выводят из равновесия надолго, кто-то восстанавливается быстро. К примеру, если вы ежедневно поете малышу колыбельную, а в какой-то день забудете этот ритуал, ребенок может почувствовать изменение в распорядке дня и отреагировать неожиданно. Вместо получаса укладывания процесс затянется на два часа.
Если в режиме дня вашего малыша намечаются изменения: садик закрыли, приедет бабушка, мама выходит на работу, сломался телевизор, следует сообщить ему об этом сразу. Не пытайтесь замаскировать изменение режима в привычном круговороте дел: ребенок, может и не сразу, заметит это и испытает стресс. «Завтра я уйду на работу очень рано утром, поэтому с тобой посидит бабушка. А я постараюсь вернуться пораньше и буду звонить, чтобы узнать, как у вас дела…»
Важно понимать, что изменения в расписании могут не понравиться малышу, и именно родитель в этот момент должен утешить его и поддержать. В любом случае, не существует единого режима, подходящего для всех малышей. Каждый родитель устанавливает режим дня, эффективный для своего ребенка.
На что обратить внимание при планировании режима?
Для любого ребенка (не важно, сова он или жаворонок) очень важно достаточное количество сна. Мы живем в обществе, которое постоянно недосыпает. Любым превратностям судьбы легче противостоять, когда ты выспался. В ритуале отхода ко сну важно соблюсти все этапы, чтобы ребенок спокойно перенес «расставание» с мамой до утра.
Туалет как момент отказа от подгузников и путь к горшку или унитазу – важный момент распорядка дня. В вопросе приучения к туалету важно дать ребенку самому сделать скачок в развитии, не давить и не принуждать. Когда ребенок день изо дня соблюдает привычный режим, ему проще начать самостоятельно пользоваться туалетом. Он воспринимает это как часть ежедневного ритуала и спокойно совершает переход от памперсов к горшку.
Еда – одна из сфер распорядка дня, где малыш стремится проявить свою самостоятельность. Но и здесь важен привычный распорядок: при регулярном приеме пищи в одни и те же часы желудочный сок уже сам начинает вырабатываться незадолго до обеда, способствуя лучшему перевариванию. При этом важно учитывать предстоящие перемены: к примеру, незадолго до начала посещения садика начать кормить ребенка по иному расписанию, чтобы резкая смена графика не навредила его организму.
Процесс одевания и выхода из дома рассматривается ребенком как еще один момент расставания с привычным укладом. Он только проснулся, встретился с мамой, а теперь ему надо опять что-то менять, куда-то идти, ведь малыши живут «здесь и сейчас». Предоставляйте малышам ограниченный, но самостоятельный выбор одежды, превратите все в игру, отведите запасное время, наберитесь терпения – и ежедневный ритуал одевания станет легче. В рамках режима малыш быстрее научится самостоятельно одеваться или «помогать» маме, просовывая ноги в носки, а руки – в перчатки. Попытки застопорить выход из дома знакомы всем родителям: шагнуть за дверь для малыша – путь в неизвестность. Что поможет? Утренние знакомые ритуалы, напоминания, режим, любимая игрушка с собой, поддержка и ободрение родителей.
Гибкость или жесткость?
Смысл режима не в том, чтобы бояться отступлений, а в установлении общих правил (прием пищи, водные процедуры, одевание, прогулка, сон), нарушение которых не введет ребенка в стресс. Ребенок должен знать, что режим есть, и к нему можно вернуться в любой момент.
Гибкость в соблюдении режима может и должна быть. К примеру, питание по времени хорошо само по себе, но если вы не успели приготовить ужин в строго отведенный час, не страшно. В конце концов, здоровые и спокойные родители не менее важны для становления малыша, чем режим. Ведь соблюден сам факт ужина как этапа очередности действий, хорошо знакомого для ребенка. Получасовое опоздание не сыграет существенной роли.
Как при этом не сбить режим? К примеру, малыш заигрался во дворе и пропустил время обеда. Пусть пообедает с небольшим опозданием. А если вообще не захотел обедать? Чтобы не переносить время ужина из-за позднего обеда, ребенок не должен до следующего приема пищи получать перекусы и вкусняшки. Так он поймет, что насыщаться надо в определенные часы, когда это делают родители и другие члены семьи.Соблюдение режима само по себе не составляет сложности для малышей. Скорее, в таких рамках сложнее держать себя родителям, потому что следить за соблюдением вами же установленных правил нужно со строгостью и внимательностью.
Комментарии