Развитие малыша и первые шаги
1- этап.
Годовалый ребенок делает первые пробные шаги, а к двум годам его ходьба становится чрезвычайно разнообразной. В первое время маленькому ребенку трудновато ходить в прямом направлении, его может заносить то вправо, то влево. Можно помочь малышу проходить в прямом направлении хотя бы десяток шагов, разместив на полу примерно в двух метрах от него игрушку, можно использовать его прорезователь или деревянную погремушку и попросить принести ее.
Очень полезна ходьба по ограниченной поверхности. С этой целью можно положить на полу матерчатую дорожку шириной примерно 20—25 см и длиной 1, 5—2 м. В конце дорожки поставьте какую-нибудь интересную для ребенка игрушку. Малыш с радостью будет многократно повторять свои хождения по дорожке и приносить взрослому разные предметы, игрушки.
Сложна, но полезна для развития равновесия ходьба по наклонной поверхности. Приподнимите один конец доски на 10—15 см и разместите там какую-нибудь устойчивую пирамидку или кубик, для этого хорошо подойдут деревянные игрушки так как они плотные и тяжёлые. При ходьбе по наклонной поверхности нужна подстраховка. Взрослому необходимо постоянно находиться рядом с ребенком. При незначительном подъеме увеличивается нагрузка на вестибулярный аппарат, мышцы ног и другие группы мышц.
Малыш охотно поднимается на перевернутый вверх дном ящик высотой 10 см, размером 50×50 см, и сходит с него, сохраняя при этом равновесие.
В том случае, когда нет ни доски, ни ящика, но взрослые знают о потенциальных возможностях развития движений ребенка, можно создать аналогичные ситуации в доме, во дворе, на лужайке, на полянке и т. п. Важно, чтобы малыш ходил не только по ровной поверхности, но мог упражняться, входя на незначительные возвышения, и спускаться, не присаживаясь.
2- этап.
Следующим этапом в развитии ходьбы малыша является перешагивание через небольшие препятствия. Научите его вначале перешагивать через веревку или палку, когда они лежат на полу. Затем приподнимите их на 5—10 см. Взрослый может перешагнуть через веревку сам, т. е. показать малышу, как это надо делать, или показать, как «перешагивает» кукла. Затем предложить ребенку последовать за игрушкой.
После полутора лет физические возможности малыша возрастают. Ему можно предложить подниматься по доске, приподнятой одним концом на 15—20 см над полом и сходить с нее. Именно сходить, а не спрыгивать. Прыжки недоступны малышам этого возраста. У него еще слаб свод стопы. Он не умеет пружинить ноги, а при приземлении на всю ступню может быть травмирована пятка. Ребенок второго года жизни во втором полугодии может подниматься и опускаться с ящика высотой 15 см. При перешагивании через палку или веревку малыш одолевает высоту в 12—18 см над уровнем пола. Необходимо предоставлять ему возможность взбираться на бугорки, перешагивать через канавы и другие небольшие препятствия.
Полуторагодовалые дети очень разные. Одни, научившись ходить, непрестанно бегают, за ними не поспеть. Другие не торопятся пользоваться приобретенными умениями, ходят мало. В целях регуляции более спокойной ходьбы можно использовать так называемые деревянные игрушки каталки. Дайте малышу игрушку-каталку на колесах с деревянной рукояткой, которую он может катать перед собой. Именно такие игрушки способствуют формированию спокойной ходьбы у шустрых, очень подвижных детей и стимулируют к большей активности малоподвижного ребенка.
3-этап.
После полутора лет и чуть раньше малыш может спокойно ходить, возя за собой разнообразные игрушки на колесах. Целесообразно привязывать веревочки к игрушечному автомобилю или деревянной лошадке, различного рода повозкам и т. п. Можно привязать к веревочке просто деревянную чурочку или камень. Эффект от везения за собой может быть не меньше, чем от использования готовых игрушек. У ребенка второго года жизни развиваются мышечные чувства, у него наблюдается огромная потребность действовать с разнообразными предметами. Не стоит забывать и про такие развивающие игрушки как качалка — основное использование для данной игрушки – это, конечно же, каталка.
Комментарии