Дочь нервничает перед экзаменами. Как ей помочь?

Дочь нервничает перед экзаменами. Как ей помочь?

Неправильная подготовка к экзаменам
Как девочки обычно готовятся к экзаменам и тестам? Они перечитывают свои конспекты и параграфы учебника, выделяя маркером важную информацию. Зачастую такие методы — пустая трата времени. Многочисленные исследования образовательных техник показали, что подобные учебные стратегии являются самыми неэффективными. Так что же поможет вашей дочери?

«Практика с перерывами» и пробные тестирования. Другими словами, не следует пытаться выучить или повторить весь материал за один вечер. А вместо пассивного перечитывания нужно активно проверять выученные знания с помощью самоопросов.

Предложите своей дочери начать готовиться к экзамену или контрольной с того, что сдать пробный тест. Варианты можно найти в интернете. Если девочка отлично сдаст пробный тест, она поверит в свои способности. Тогда она сможет заняться уроками по другим предметам или просто отдохнуть. Если же она не сможет ответить на все вопросы, то пробный тест поможет понять, на какие разделы учебного материала следует обратить особое внимание при повторении.

Здесь в игру вступает «практика с перерывами». На следующий день (или через несколько дней, если настоящий тест состоится еще не скоро и время есть) ваша дочь должна будет пройти еще один пробный тест, чтобы понять, что нужно подучить.

Ученицы лучше усваивают материал, когда они вступают с ним в контакт, отдаляются от него и снова возвращаются. Во время сдачи настоящего теста они не будут серьезно переживать, потому что уже будут иметь опыт ответов на сложные вопросы по данной теме при подготовке.

Конечно, некоторым девочкам кажется, что гораздо легче просто зазубрить тему, а не корпеть над сложными вопросами, возвращаясь к ним снова и снова. Но во время теста многим ученицам оказывается сложно взять себя в руки, если они просто перечитали параграфы учебника. Чтобы донести эту идею до учениц школы «Лорел», я иногда с улыбкой говорю, что задача любого теста — проверить их реальные знания, а не умение быстро перечитывать собственные конспекты и выделять маркером основную информацию.

Обсуждая с дочерью пользу тренировочных тестов, скажите, что актеры никогда не выходят на сцену без предварительной генеральной репетиции. Спортсмены никогда не принимают участие в важных соревнованиях без предварительных тренировочных игр. Другими словами, ваша дочь должна сперва овладеть новыми знаниями, опробовать их в искусственно созданной ситуации — и лишь затем применить в реальных условиях.

Неуверенность в себе и предвзятое отношение
Если недостаточная подготовка — одна из причин тревожности перед экзаменами у девочек, то опасение, что другие люди сомневаются в их успехе, — другая причина, не менее серьезная. Учитывая то, что девочки обычно очень энергичны на учебном поприще, вы, возможно, думаете, что в школе нет таких трудностей, с которыми ваша дочь не справилась бы. К сожалению, исследования последних лет убеждают, что в нашем обществе девочки до сих пор сталкиваются с заметными предубеждениями в отношении таких дисциплин, как математика, физика, химия и биология.

Девочки составляют половину от общего количества учеников старших классов. Начиная с первого класса и заканчивая университетом, они обычно получают лучшие оценки по математике и биологии, чем мальчики. Но исследование, опубликованное несколько лет назад, показало, что некоторые учителя думают иначе. По их мнению, математика легче дается мальчикам, а не девочкам, хотя девочки обычно получают хорошие оценки за контрольные. В университете 60% студентов биологических факультетов составляют девушки, но парни-студенты этого направления почему-то полагают, что их одногруппницы справляются хуже, чем они.

В другом исследовании ученые попросили преподавателей биологии и химии в вузах оценить заявку, поданную на должность лаборанта. Заявление, составленное самими исследователями, якобы принадлежало студенту биологического факультета. Ученые попросили преподавателей оценить компетентность кандидата и вероятность того, что он получит работу, определить начальную зарплату и предположить, готовы ли они стать наставниками. Половина преподавателей оценивала заявку студента по имени Джон, остальные — такую же заявку от студентки по имени Дженнифер.

Увы, результат оказался предсказуем. Преподаватели посчитали «Джона» более компетентным, согласились принять его на работу и предложили ему более высокую зарплату, чем «Дженнифер». К тому же они были готовы стать его наставниками. Даже преподаватели биологии предвзято отнеслись к «Дженнифер», несмотря на то, что на этом направлении учится больше девушек, чем парней.

Но самое главное — преподаватели-женщины тоже сделали выбор в пользу «Джона». Очевидно, до сих пор не имеет значения, какие успехи делают девушки в областях знаний, традиционно считавшихся мужскими. Многие преподаватели и даже одногруппники продолжают относиться к ним предвзято.

Как избавиться от тревоги
К сожалению, это еще не всё. Подобная дискриминация в школе повышает уровень тревоги девочек и негативно влияет на оценки, получаемые в итоге на экзаменах. Многочисленные исследования показывают: девочки иногда переживают о том, что их оценки подтвердят всеобщую убежденность, будто мальчики лучше справляются с математикой и естественными науками. Постоянные переживания не позволяют мыслить ясно и подрывают успеваемость.

Представительницы этнических меньшинств тоже вынуждены бороться с негативными стереотипами об их общем уровне интеллекта, которые могут испортить оценки по всем предметам. Другими словами, предубеждения в школе способны привести к серьезным последствиям.

Но есть и хорошие новости. В наших силах защитить наших дочерей от пагубного влияния дискриминации, объяснив им, что беспокойство по этому поводу выбивает их из колеи, даже если они не согласны с негативными стереотипами общества.

Возможно, вам покажется, что разговор о предубеждениях лишь усугубит ситуацию, но на самом деле вы сделаете доброе дело: защитите успеваемость своей дочери. Когда девочки (в том числе те, кто относится к этническим меньшинствам) сталкиваются с заниженными ожиданиями других, но не понимают, что именно вызывает тревожность перед экзаменами, они начинают искать причины своего беспокойства в другом. К сожалению, ученицы часто ошибочно полагают, что всему виной — незнание материала или сложность теста. Стоит им убедить себя в этом — и их оценки стремительно падают.

Если вы опасаетесь, что ваша дочь действительно верит стереотипам о превосходстве мальчиков в математике, физике и биологии, расскажите ей об исследованиях, продемонстрировавших обратное. Если заменить неверный негативный стереотип на правильный позитивный, это ослабит тревожность перед экзаменами и защитит ее успеваемость.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>