Аутизм — что это за болезнь?
Аутизм у детей — это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году. Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение. Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.
Сущность заболевания
Обычно родители, сталкиваясь с проблемой, не осознают, что такое аутизм у ребенка. Испытывая дефицит информации, они не понимают всей серьезности проблемы, а также с чем им придется столкнуться в будущем по мере взросления.Постараемся объяснить, что такое аутизм простыми словами. Это крайняя форма самоизоляции, связанная с расстройством центральной нервной системы, которое проявляется в нарушении восприятия и коммуникативной функции.
Отсутствует или слабо выражена реакция на внешние стимулы, недостаточно выражаются собственные эмоции и воспринимаются эмоций окружающих.Дети-аутисты поначалу практически не отличаются от сверстников. В ходе прогрессирования болезни у одних ее признаки начинают проявляться более ярко, у других бывают практически незаметными для окружающих.
Случаи более мягко проявления признаков заболевания относят к расстройствам аутистического спектра. В последнее время даже возникала своеобразная культура аутичных людей, рассматривающая заболевание не как нарушение, а как особый, альтернативный когнитивный стиль. Однако для детей с тяжелой формой недуга возможность добиться самостоятельного функционирования по достижении совершеннолетия является маловероятной.
У ребенка обнаружили аутизм. Что делать?
Первым делом специалисты рекомендуют не впадать в панику и не отрицать проблему.
Зарегистрируйтесь на форуме или в сообществе единомышленников. Например, «Аутизм. Форум родителей и профессионалов» или на «Форуме родителей детей с аутизмом». Так вы сможете понять, что таких, как вы много и изучить опыт других семей. Полезной будет методичка «Родитель родителю».
Поговорите с родственниками, братьями и сестрами ребенка. Объясните им, что такое аутизм.
Отправьте ребенка на медицинское обследование. Дети с РАС часто не чувствуют собственного тела и не могут сообщить, что у них что-то болит или не впорядке.
Обратитесь в ближайшую в вашем городе службу ранней помощи — организацию помощи детям с нарушениями развития. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования. На этом этапе важно добиться правильной постановки диагноза. Ищите методики и куратора (тьютора), который будет писать и корректировать программу для вашего ребенка. Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе.
Каждый случай индивидуален — здесь придется действовать методом проб и ошибок.
Если диагноз поставлен, оформите ребенку инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы. Это даст возможность получить материальную помощь и льготы, например, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте и другие.
Особенности поведения
Поведение детей-аутистов отличается своеобразием игр, монотонностью движений. Например, малыш часто кружится вокруг своей оси, повторяет махи руками, подолгу просто сидит и раскачивается, перебирает, рассматривает, трясет пальцами рук.
дети аутисты как распознать
Кроха-аутист часто равнодушен к ярким специализированным игрушкам для детей, зато станет увлеченно рассматривать лопасти вентилятора.
Может буквально впиться взглядом в работу какого-нибудь механизма. Ему нравится играть с выключателем, бесконечно наблюдая за тем, как зажигается и гаснет свет.
Если ребенок заинтересуется обыкновенной игрушкой, то будет играть с ней необычно. Например, сосредоточится на том, как работает какая-то одна деталь: как закрывается глаз у куклы, вращается колесо у игрушечного автомобиля. Рассматривая вещицы, подносит их очень близко к лицу, внимателен к мелким деталям.
Ребенок протестует, когда взрослые или другие дети пытаются включиться в его игру. Аутист в принципе не заинтересован в занятиях, которые предполагают взаимодействие или телесный контакт с другими людьми. Поэтому не любит процесс переодевания, купания, расчесывания волос. Часто отчаянно противится объятиям, поцелуям, не позволяет брать себя на руки.
Важно! Аутист не подражает мимике и жестам других людей или повторяет их неосознанно, невпопад, никак не связывая их с контекстом ситуации. Он чувствителен к запахам, громким звукам, а может быть глубоко погруженным в себя, не обращать внимания на уход или возвращение родителей домой, не отзываться на свое имя.
Уникальные способности, как признак аутизма
Несомненно, дети страдающие аутизмом воспринимают мир иначе, например, они более чувствительны к ароматам, стимулам и цветам. Функциональные нарушения могут сосуществовать с феноменальной памятью, математическим, музыкальным или художественным талантом. Любой, кто когда-либо смотрел фильм «Человек дождя», вероятно, был впечатлен памятью главного героя страдающего аутизмом — Рэймонда Бэббиты, который знал текст из 7600 книг наизусть. Таких людей называют «савантами» (синдром Саванта) и помимо умения запоминать текст они удивляют географическими или астрономическими знаниями. Среди «ученых-савантов» — гениальные поэты, люди с абсолютным слухом или фотографической памятью, а также экстрасенсорным восприятием.
К сожалению, уникальные способности находятся рядом с проблемой ограничивающей другие навыки, такие как самостоятельное обслуживание или хорошая дикция, но явные таланты, помогают овладеть трудными функциями. Использование механической памяти или превосходного слуха во время терапевтических действий может стать фактором, открывающим ребенка для всего мира, поощряя его работать над улучшением социальных навыков.
Причины возникновения
Одной однозначной причины аутизма на сегодняшний день не выявлено. По большей части развитие заболевания связывают с генетическими мутациями.
признаки аутизма у детей 2 лет
Аутизм у ребенка
Также высказываются подозрения в адрес разнообразных влияний внешней среды:
инфекционные заболевания;
алкоголь, курение, наркотики;
нарушения жирового обмена у матери;
родовые черепно-мозговые травмы;
отравление тяжёлыми металлами;
пренатальный стресс.
Комплексный подход связывает аутистические расстройства с нарушением развития мозга вскоре после зачатия. Затем локализованная патология разрастается под воздействием факторов внешней среды, так как успех развития нервной системы зависит от сбалансированной иммунной активности.
Комментарии