Язык тела или общение с мамой через мимику
Язык тела или невербальная коммуникация – это язык телодвижений, мимики, тембр голоса и темп речи, который несет более 70 процентов информации. Малыш общается с вами с первых минут жизни! Но общается он без слов. Главное, научиться понимать его. Приветствие словами и приветствие широко раскрытыми объятиями – две совсем разные вещи, не так ли? Порой мы не различаем отдельных жестов человека, однако именно судя по ним складывается наше отношение к тому, что он говорит. Малыш еще не говорит слова, но его эмоции видны с первого месяца жизни. Окружающим важно понимать жесты малыша и эмоционально реагировать на них. Движения телом, головой, руками оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Ведь первые слова кроха скажет именно во время движения. Ребенок имитирует поведение окружающих. Родители – это основной пример для подражания, так что постарайтесь общаться с малышом доброжелательно, обязательно улыбайтесь. Вы – биологическое зеркало для ребенка. Подумайте об этом, прежде чем раздражаться по поводу непонятного плача ребенка – он просто повторяет за вами поведение. Пусть малыш еще мал и не может полноценно понимать ваши слова, но он прекрасно понимает ваши невербальные сигналы: взгляд, интонацию, прикосновения. В ваших силах создать территорию любви, в которой малыш будет чувствовать вашу заботу без слов. И самое главное: ваша любовь отложится в его памяти!
После рождения. Начиная с рождения, новорожденный разговаривает со всеми при помощи своего тела. Однако подобный способ общения обычно сводится к плачу-крику или молчанию, что говорит взрослым либо о том, что все хорошо, либо о том, что что-то не так. Появляется «ищущее» движение открытого ротика голодного крохи, первые улыбки. 2—4 месяц. Улыбается, гулит, машет ручками и ножками, поворачивает голову, следит глазами, шевелит губами, реагирует на ваше обращение к нему. Проявление комплекса оживления настолько важный показатель формирования детской психики, что его отсутствие в младенчестве должно насторожить родителей. Ребенок начинает координировать движения и мимику, отвечать различными позами на «вопросы» окружающих. Он реагирует на ваш голос и взгляд движениями головы и рта. 5—7 месяц. Когда кроха недоволен и раздражен, он покачивает кистями обеих рук слева-направо или вверх-вниз. А легкие, частые постукивания кулачками по бедрам в сочетании с сияющей улыбкой выражают радость и возбуждение. В этом же возрасте ребенок овладевает первыми жестами воздействия: протягивает руки ладонью вверх в значении «дай», тянет обе ручки вверх — «хочу на руки», машет рукой, чтобы обратили на него внимание. 6—9 месяц. Для выражения просьбы малыш может использовать указательный жест кистью руки вперед. Он научился отмахиваться или отталкивать рукой то, что ему не нравится. Разнообразнее становятся способы, которыми ребенок привлекает к себе внимание (например, малыш выкидывает из кроватки игрушки и ждет, когда подойдет взрослый, чтобы поднять их и заговорить с ним).
Два профессора Калифорнийского Университета Психологии, доктор Акредоло и доктор Гудвин, после 14-летних исследований пришли к очень интересным выводам, которые и изложили в своей книге «Baby Signs». А все началось с того, что Линда Акредоло во время прогулки по саду решила показать своей годовалой дочурке Кати цветы. Она сорвала маргаритку и прежде, чем передать растение ребенку, понюхала ее (что, впрочем, сделали бы любые родители). Кати взяла цветок и тоже понюхала его. И с этого момента всегда, когда она сталкивалась с цветами – живыми, нарисованными в книге или на пижаме – Кати повторяла этот свой жест. Доктор Акредоло была удивлена и даже подумала, что у ее ребенка какие-то выдающиеся умственные способности. Однако когда приступ неоправданной гордости за свою дочь прошел, доктор решила, что речь не идет о каких-то особенных способностях, возможно, все дети могут отождествлять для себя определенные жесты с определенными предметами и понятиями и таким образом расширять возможности общения. Проведя свои исследования, Акредоло не только подтвердила тот вывод, к которому пришла, но и открыла, что использование таких жестов-слов идет малышам только на пользу: научившись общаться с их помощью, дети чувствуют себя более уверенно, многое понимают раньше, чем их сверстники и, как это ни парадоксально, начинают раньше говорить и быстрее запоминают новые слова. Многолетние исследования показали, что использование подобной системы жестов и знаков оказывает на детей очень благотворное действие. Малыши, которые до того, как научились говорить, в девять-десять месяцев начали «общаться» при помощи знаков: показали более высокий уровень интеллектуальных способностей; понимали большее количество слов и понятий; научились говорить раньше, и их словарный запас был шире (обычно словарный запас ребенка в два года составляет примерно 300 слов, у этих же детей словарный запас был на 50 слов больше); проявляли больше воображения и смекалки в сложных играх; были лучше готовы к общению и «сотрудничеству» с другими людьми, более уверенны в себе; в старшем возрасте больше интересовались чтением.
Протягивание руки ладонью вверх в смысле “дай”– жест-просьба Примерно в десять месяцев это движение у большинства детей сопровождается сгибанием-разгибанием пальцев, протягиванием взрослому обеих рук — “возьми”. В возрасте около семи месяцев у всех детей появляется указательный жест кистью руки вперед в значении “дай”, а через месяц-два и указательным пальцем, как правило, в ответ на просьбу взрослого показать тот или иной объект. Чтобы привлечь внимание, малыши в возрасте шести—восьми месяцев могут поднимать руку, размахивать рукой, размахивать только кистью. При неодобрительной оценке малыши отворачиваются. Протяжное «агу», покачивание головкой, веселые широко распахнутые глаза и округленные или вытянутые губы означают удовольствие. Вскоре малыш начнет реагировать, и тогда на его личике заиграет очаровательная улыбка. Важно: играя мимикой, держите свое лицо на определенном расстоянии от ребенка. Взгляд малыша становится рассеянным, глазки начинают слипаться, кроха начинает зевать – выражение на лице и жесты свидетельствуют о том, что ребенок хочет спать. Если же вы его не укладываете, или что-то мешает ему заснуть, ребенок начинает плакать. Подозрительный и в то же время заинтересованный взгляд может означать, что малыш увидел кого-то, кого плохо знает, но кто все-таки заинтересовал его. Кто же это? И что ему надо? Об испуге свидетельствуют широко открытые глаза, сильно сжатые губы и кулачки. Возможно, малыш испугался из-за какого-то резкого изменения в окружающей среде: внезапно включили свет, или послышались громкие звуки… Ваш голос и ваши ласковые руки сумеют его успокоить. Плач ребенка не оставит равнодушным ни одного родителя, это самое главное средство общения детей. При помощи плача малыш сообщает вам о том, что ему хочется есть или неудобно, что он расстроен или ему больно… Злоба и разочарование тоже часто оборачиваются слезами. Выражение удивления на лице карапуза ни с чем нельзя перепутать. Когда что-то заинтересовало малыша, он концентрирует, пусть ненадолго, свое внимание, даже глазки блестят. А если крохе скучно, он отводит взгляд.
Комментарии