Ребенок и литература: как вырастить нового Толстого

Ребенок и литература: как вырастить нового Толстого

«Опять сидел весь вечер над своими бумажками и что-то писал! Уроки, разумеется, не сделал… Как с ним быть?» — задается вопросом мать ребенка, который занялся, по ее мнению, бесполезным бумагомарательством и, похоже, не собирается в ближайшее время бросать эту затею.

Любой родитель счастлив обнаружить, что его ребенок талантлив. Мама и папа радуются, когда чадо поет песенку, правильно попадая во все ноты, когда пытается, добравшись до фортепьяно, по памяти подобрать любимую мелодию, когда наряжается и принимает перед зеркалом эффектные позы или произносит целые импровизированные монологи. В подобных детских развлечениях они готовы увидеть ростки серьезного актерского или музыкального таланта, требующего их поддержки. Удивительное дело, но в большинстве случаев, когда речь заходит о попытках ребенка выразить свои мысли, впечатления и чувства через литературу, родители относятся к этому очень настороженно, а порой и откровенно враждебно.

Туманное будущее юного писателя

Большинство родителей хоть раз да пыталось спрогнозировать будущее своего ребенка — даже делая про себя оговорку, что все это лишь их собственные мечты, фантазии и опасения, а сама жизнь может сложиться совсем иначе. Перед их глазами проносятся образы, внедрявшиеся в наше сознание еще на школьных уроках литературы: озябший молодой человек со свернутыми в трубочку рукописями робко стучит в дверь редакции, в которой его стихи, разумеется, не примут — несмотря на всю их гениальность. Бедный писатель, умирающий в нищете где-то в съемной каморке, под протекающей крышей… Что ни говори, незавидная участь, и любой родитель сделает все, чтобы оградить своего ребенка от этого.

Однако родители слишком торопятся с выводами. Во-первых, далеко не все те, кто в детстве писал стихи, сохранили желание стать поэтами в зрелом возрасте. Не так уж редки случаи, когда ребенок просто перерастает свое литературное увлечение. Расспросите своих друзей: наверняка некоторые из них писали стихи или рассказы, однако не только не стали профессиональными писателями, но и даже ни разу не пытались опубликовать свои опусы. Кто-то в определенный момент не решился пойти в литературу, а кто-то изначально знал, что пишет лично для себя.

В самом написании текстов «в стол» нет ничего плохого. Если для ребенка это хобби, то оно ничуть не ниже рангом, чем коллекционирование фигурок любимых героев или компьютерные игры. Через творчество ребенок выражает свои мысли и чувства, и это помогает ему переносить трудности в общении со сверстниками.

Во-вторых, даже если желание ребенка стать писателем со временем никуда не исчезнет, а лишь окрепнет, в этом тоже нет ничего плохого или угрожающего его благосостоянию в будущем. Конечно, только единицы литераторов могут похвастаться солидными гонорарами. Если для вас особенно важен этот момент, настраивайте ребенка на то, что литература не может быть основным средством заработка, а потому важно получить хорошее образование и нормально оплачиваемую профессию, чтобы в будущем оказаться способным либо не зависеть материально от милости издательств, либо оплачивать издание своих книг из собственного кармана.

Родители часто забывают, что ребенок, увлеченный литературным творчеством, вовсе не обязательно должен реализовать себя именно через художественную литературу. В искусстве слова очень много ниш, и реализовать себя творческая личность может очень по-разному. Возможно, ваш отпрыск не может похвастаться задатками гениального романиста, однако нельзя исключать, что из него выйдет востребованный журналист со смелым и бойким пером. Если же вам хотелось бы видеть своего наследника ученым, не забывайте, что способность четко и понятно излагать свои мысли на бумаге еще ни одному светилу науки не помешала — наоборот, это большое достоинство для того, кто пишет серьезные научные труды. К тому же существует такое направление, как научно-популярная литература, где очень важно, чтобы произведения были написаны, с одной стороны, компетентным специалистом, с другой — чтобы их язык был простым, доступным для читателя, не имеющего соответствующего образования, а подача материала — интересной и увлекательной. Для всего вышеперечисленного ученому необходим именно литературный талант.

Грани таланта

Одной из причин настороженного отношения взрослых к словесным опытам ребенка является проблема адекватной оценки результатов. Нередко бывает так, что, прочитав пару рассказов своего сына или дочери, родитель, поначалу настроенный на понимание, полностью разочаровывается. «Я не вижу у него таланта, — говорит отец или мать. — Ему так нравится писать, он все свободное время сидит, мечтает, что-то там придумывает, а результат весьма посредственный. Тоже мне, Достоевский! Не хотелось бы, чтобы он тратил половину своей жизни на то, в чем никогда не достигнет хороших результатов».

Но и здесь тоже не стоит торопиться с выводами. Во-первых, у любого писателя, даже у классика, произведения, написанные в течение всей его жизни, не являются равнозначными, и среди них есть не только шедевры, но и неудачные опусы, которые переиздаются лишь в полных собраниях сочинений. А бывает и так, что одно и то же произведение может иметь как неоспоримые достоинства, так и заметные недостатки. Поэтому не спешите наклеивать на своего ребенка ярлык графомана и литературной посредственности: не исключено, что начинающий автор просто показал вам далеко не самое удачное из своих стихотворений или рассказов.

Во-вторых, никто из людей не рождается с уже сформированными навыками и раскрытыми способностями, и стабильным результатам в творчестве всегда предшествуют годы учебы. Хороший музыкальный слух и голос нужно развивать. Без обучения академическому рисунку даже художнику от Бога будет непросто переносить на бумагу или холст возникающие в его сознании образы. Аналогично и с писательским мастерством: юный литератор не может написать гениальный роман, не научившись подбирать точные и небанальные эпитеты и строить хорошую композицию. Поэтому странно ожидать, что первый же текст, написанный талантливым ребенком по собственному душевному порыву, будет безупречным.

Литературный талант имеет много граней: кто-то может почти сразу подобрать точный и емкий эпитет, у кого-то как из рукава сыплются захватывающие сюжеты. При этом другие стороны писательского дара могут быть более слабыми, и их придется развивать. Практика показывает, что литературный талант развивается в человеке довольно медленно, что особенно актуально для прозаиков. Не зря Пушкин писал: «Лета к суровой прозе клонят, / Лета шалунью-рифму гонят». И если 10-летний поэт может сочинить гениальную строчку, то даже талантливые прозаики обычно начинают писать стилистически ровные и композиционно выверенные тексты не раньше 15 лет.

К сожалению, встречаются чрезмерно честолюбивые родители. Конечно, приятно, когда твой ребенок делает успехи в учебе или творчестве, однако некоторые воспринимают успех и всеобщее признание талантов своего чада как самоцель. Поэзия и проза очень неудобны таким родителям как повод для честолюбия. Чтобы доказать наличие у ребенка музыкального таланта, достаточно сообщить родственникам и друзьям о победе на музыкальном конкурсе или просто о хороших оценках в музыкальной школе, а в случае с литературой критерии и способ оценки таланта более размытые. Литературные олимпиады проводятся относительно нечасто, изданий, публикующих детские произведения, очень и очень мало, следовательно, вероятность попасть в план публикации для большинства юных поэтов невелика. И если никто не станет отказываться посмотреть детский рисунок, висящий на почетном месте или снятый на фотокамеру мобильного телефона, то перспективе потратить пару часов на прочтение детской повести очень мало кто обрадуется. В таком случае следует лишь напомнить родителям, что учеба, спорт и творчество ребенка важны прежде всего для него самого — и не должны превращаться для родителей в повод лишний раз похвастаться своим наследником.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>