Особый ребенок — детский аутизм и его признаки

Особый ребенок — детский аутизм и его признаки

Ранний детский аутизм
Детский аутизм затрагивает разом психическое развитие, формирование личности ребенка и способность его к общению, социальному взаимодействию.

Главным показателем при постановке окончательного диагноза является развитие речи. Чем скорее поставят диагноз, тем скорее ребенку можно будет помочь. Отсюда ясно, что своевременная диагностика при раннем детском аутизме имеет особенно большое значение, однако возможна она лишь на определенном этапе развития.

Детский аутизм — расстройство, проявляющееся в трудностях при общении с другими людьми.
• Ребенок-аутист боится встретиться с кем-то взглядом, избегает контактов, он предпочитает одиночество, его чрезвычайно тяготят социальные отношения, он отгораживается от мира, погружаясь в стереотипные занятия или действия.

• Он предпочитает одни и те же игрушки и игры — может, например, без конца крутить колеса машинки.

• Позже его интересы сосредоточиваются на чем-то одном — скажем, на паровозиках или на машинках, и ребенок может стать в этой и только этой области настоящим «знатоком».

• По мнению некоторых специалистов, ребенок-аутист не способен понять, что другие люди думают иначе, чем он сам (обычный четырехлетний ребенок это уже понимает), и именно потому он не может ни общаться с окружающими, ни завязывать с ними какие-либо отношения.

Аутизм (детский аутизм, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство) включает в себя множество нарушений, поэтому некоторые психиатры не рассматривают больше аутизм как единое заболевание, но определяют его как группу расстройств аутистического спектра.

Признаки детского аутизма: как понять, что ваш ребенок в группе риска?
• Родителям следует насторожиться, если маленький ребенок постоянно играет с одними и теми же предметами и игры его стереотипны.

• Сигналом для родительской тревоги может стать выраженная бессонница без плача или значительно сниженная эмоциональность — американцы называют ребятишек с подобными симптомами «серьезными младенцами».

• Если ребенок смотрит как будто сквозь вас, мимо, избегает взгляда «глаза в глаза», возможно, это признак раннего аутизма. То же — если он не тянется к вам ручками, когда вы хотите взять его на руки, и не приспосабливается к вам, когда он уже у вас на руках.

• Тогда как обычный ребенок и взрослый легко находят центр обоюдного интереса, у аутичных детей наблюдается дефицит совместного внимания: в период, когда дети начинают говорить, совместное внимание особенно важно.

• Ребенок, который никогда не отвечает на улыбку или совершенно равнодушен к расставанию с близкими, который ничуть не волнуется, если его берут чужие, должен вызывать такую же тревогу, как ребенок, начинающий страшно кричать, когда хотя бы в мелочи меняется его окружение или ритуалы его повседневной жизни.

• Если вы замечаете у своего ребенка только что-то одно из перечисленного, можно особо не тревожиться. Подозрительно лишь совпадение нескольких признаков.

• А главное — надо понять: слова «возможно, у вашего ребенка есть признаки расстройства аутистического спектра» вовсе не означают постановки окончательного диагноза.

Часто первым сигналом для тревоги становится задержка речевого развития
Однако при том, что особенности такого развития — важный критерий для диагностики, до трех лет этот критерий трудно применять с уверенностью.

• Когда ребенок начинает говорить, речь аутиста может отличаться стереотипностью: он использует заученные, услышанные раньше выражения (часто — цитаты из мультфильмов или рекламы), повторяет их много раз. Такое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи, называется эхолалией. Кроме того, малышу трудно разобраться в местоимениях, зачастую он говорит «ты» вместо «я», воспроизводя сказанную ему фразу: «Ты хочешь есть?» — «Ты хочешь есть…», потом эти формы закрепляются и могут звучать уже не в ответ на непосредственно заданный вопрос.

• Задержка речевого развития может у разных детей проявляться по-разному. У многих детей-аутистов существуют проблемы с пониманием речи, с которыми может быть связан дефицит слухового понимания, хотя нередко случается и иное: такой ребенок, даже еще не говоря, достаточно хорошо все понимает.

• Само по себе запоздалое речевое развитие — еще не повод заподозрить, что у ребенка аутизм. Расстройства речи ✓ при аутизме весьма специфичны и непременно сопровождаются «странностями» в поведении, причем в центре всего лежит отказ от контактов, который и должен в первую очередь беспокоить родителей.

При расстройствах коммуникации и отсутствии реакции на обращение к ребенку необходимо прежде всего понять, нет ли у малыша проблем со слухом, требующих обследования у отоларинголога, который составит аудиограммы для каждого уха отдельно.

Даже в том случае, если после обследования становится ясно, что дело отнюдь не в расстройстве слуха, диагноз «аутизм», поставленный малышу до двух лет, может быть ошибочным.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>