Особенности воспитания близнецов

Особенности воспитания близнецов

Близнецы привлекали и привлекают особо пристальное внимание на любой стадии развития общества, а на иных они становились даже объектом различных верований. В наше время близнецами интересуются преимущественно психологи, прежде всего затем, чтобы оценить — сопоставляя с ролью генетики в развитии личности — роль окружения и воспитания.

Истинные или ложные?

Истинные близнецы те, что развиваются из одной и той же оплодотворенной яйцеклетки, именуемой в науке монозиготой, — имеют одну и ту же обусловленную генетикой наследственность, тогда как дизиготные близнецы развиваются при оплодотворении двух яйцеклеток и, стало быть, генетику имеют разную.Ложные близнецы, или двойняшки, могут быть разного пола, чего никогда не случается с близнецами истинными.Споры о врожденных и приобретенных свойствах вышли сегодня за пределы психологии, зато совершенно особые отношения, которые возникают между близнецами, интересуют именно психологов.

Нередко близнецы представляют собой точную копию один другого и развиваются одинаково. В таких случаях они способны изобрести собственный язык, вернее — жаргон, на котором говорят между собой и который остается тайной для окружающих.

Друг друга они понимают прекрасно, но кажутся иногда отрезанными от всего остального мира. Однако в какой-то момент развития у них вдруг появляется нужда в том, чтобы, определив особенности каждого, разделиться и существовать по отдельности.

Этот «разрыв» может оказаться более трудным для одного, чем для другого, и нужно учитывать реакции каждого, не применяя в воспитании ни излишне радикальных, ни излишне догматических методов.

Как реагировать на такие особые отношения между близнецами?Долгие годы родители близнецов предпочитали подчеркивать их сходство, их полную тождественность и их равенство — и выражалось это, главным образом, в том, что их одинаково одевали.

Сегодня те родители, которые внимательно относятся к выводам психологов и опасаются спровоцировать задержку развития у близнецов, имеют скорее тенденцию к тому, чтобы искать и подчеркивать разницу между детьми. Причем дело не только в возросшем влиянии психологии, но и в том, что современное общество ориентируется на индивидуализм и стремление личности «строить себя» самостоятельно.

Любой папа и любая мама в наши дни хочет, чтобы ребенок — неважно, близнец он или не близнец, — имел собственную индивидуальность.И действительно, те близнецы, которые представляют собой точное отражение один другого и изобретают свой язык, запаздывают порой с появлением приобретенных свойств, особенно в плане языка, но это характерно главным образом для третьего года жизни, а к тому времени, когда надо идти в детский сад, все выравнивается.

Сегодня считается, что лучше подчеркивать различия

— Лучше одевать близнецов по разному и покупать им разные игрушки.

— Однако нет никакой необходимости разделять их с младенчества.

— Отношения, которые устанавливаются между близнецами, чрезвычайно важны. Между ними существует очень сильная привязанность друг к другу.

— Когда вы обращаетесь к близнецам, важно подчеркивать разницу между ними — например, всегда называть их по именам, избегая безличного «Пойдемте, мальчики!» или «Девочки, давайтека побыстрее!»

— Позаботьтесь о том, чтобы для каждого из близнецов у вас было свое, отдельное время.

— Конечно же, надо учитывать реалии жизни и порядок, установившийся в семье, но, насколько возможно, предлагайте близнецам разные виды деятельности по дому.

Близнецы идут в детский сад
В три года — когда начинается детский сад — если в саду достаточно групп, чаще всего близнецов разделяют.

— Очень важно подготовить детей к возможности разлуки, которая порой одним из близнецов воспринимается острее.

— Даже при том, что обычай разлучать близнецов благотворен для их социализации, этот обычай, как и всякое правило, должен применяться разумно и при необходимости вводиться как можно более постепенно.

— Главным всегда должно оставаться уважение к опыту и личности каждого ребенка.

-Задержка в речевом развитии может объясняться трудностями с индивидуацией 1.

— В этом возрасте задержка в речевом развитии может быть достоверно распознана только психологом и/или логопедом.

— В некоторых случаях помощь при разлуке близнецов может быть оказана в ходе работы, связанной с психомоторным развитием. И впрямь нередко случается, что близнецы строят образ своего тела2, исходя из зеркального отражения тела брата или сестры: если, например, один из близнецов левша, второй будет правшой. Если близнецов разлучают, разделяют, у каждого из них это сказывается на формировании представления о схеме собственного тела, что может привести к трудностям в координации движений, выполнении сложных двигательных актов. При общей сохранности опорно-двигательного аппарата такие расстройства носят в психологии название диспраксии.Начиная с четырех — пяти лет близнецы уже могут заводить каждый своих друзей.

— Вам надо следить за тем, чтобы каждый при этом делал то, что устраивает именно его. Может случиться, что один из близнецов так зависит от брата или сестры, что стремится разделить с ним и игры, и друзей, но может быть и так, что ребенок отказывается играть с братом или сестрой в его (ее) любимую игру и хочет, чтобы друзья у них были разные.

— По мере того как дети растут, взаимозависимость иногда оборачивается независимостью, и, как при всякой разлуке, один может легче справляться с отсутствием рядом брата или сестры, чем другой.Роль родителей состоит в том, чтобы помочь детям обрести душевное равновесие.

Индивидуация в психоанализе — процесс развития психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии.2 Образ тела — осознаваемое субъектом ментальное представление о собственном теле. Понятие это ввел в 1935 году австрийский невролог и психоаналитик Пол Шильдер.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>