О конфликтном поведении подростков или как выбрать профессию

О конфликтном поведении подростков или как выбрать профессию

Зря вы думаете, что только первоклашка волнуется в канун первого сентября. Не меньше переживаний у школьника перед финишной прямой — десятым-одиннадцатым классом. Два года не просто пролетают, а мгновенно проносятся. За это время нужно сделать массу важных вещей. В том числе и уже как-то определиться в дальнейших планах.

Многие родители переживают: вроде «малыш» уже и паспорт получил, а все еще несерьезный. Чтобы сгладить и по возможности избежать конфликтное поведение подростка, нужно знать особенности этого возрастного периода.

Как правило, в пятнадцать-шестнадцать лет начинается юношеский период. Любой новый этап сопровождается своеобразным кризисом. Еще недавно для подростка самым важным было общение, самоутверждение среди сверстников, признание «взрослости» родителями.

Для юношеского периода уже характерно самоопределение. Ребята начинают задавать себе вопросы «какой я?», «что для меня важно?», «что я хочу и что могу?». Если ребенок еще недостаточно самостоятелен в суждениях, возникает конфликт между «хочу» и «могу.». Конфликт усиливается, когда в него активно вмешиваются родители.

Но, согласитесь, даже для взрослого человека порой бывает очень сложно привести свои желания и возможности в некую гармонию.

— Нередко дети идут в 10—11-й класс, чтобы таким образом продлить детство, — говорит директор центра диагностики и психолого-педагогической коррекции № 1, психолог Юлианна Авраменко. — Исследования, проводимые московскими психологами, показали, что шестьдесят процентов старшеклассников выбрали учебу осознанно. Остальные сорок процентов предпочли «отложенный выбор». Это касается и поступления в вуз. То есть ребята пока не готовы к кардинальным переменам и предпочитают отложить решение. Учебу молодые люди продолжают только потому, что это уже хорошо знакомое состояние. Трудно отказываться от привычного и делать какие-то смелые шаги в будущее.

Однако созревание и самоопределение может затянуться, если родители школьника помимо вуза уже заранее подыскали и место работы.

Психологи подобные конфликты считают совершенно нормальным явлением. В центре ребятам помогают тренингами, консультациями, с детьми работают как в группах, так и индивидуально. Подросток сам приходит к выводу. Хотя родителей, которые предпочитают делать выбор за сына или дочь, тоже можно понять. Детскому «хочу» они противопоставляют жизненный опыт, практичность. Однако редкий ребенок настолько «уперт», что не слушает никаких доводов. Он все равно держит для себя несколько вариантов и готов прислушаться к советам взрослых.

Но если чадо продолжает беспокоить родителей своей пассивностью, необходимо выяснить причины его безучастного поведения. Может быть, просто пока сказывается недостаточный уровень его самосознания. Если присутствуют признаки инфантильности — тогда семейные психологи будут помогать уже родителям. Придется вместе влиять на детские стереотипы поведения.

А может, вам просто кажется, что ребенок ничем не интересуется. Присмотритесь, к чему он тяготеет. Подросток вряд ли абсолютно равнодушен ко всему. И не удивляйтесь самым неожиданным открытиям.

Как выбрать профессию на семейном совете

Как вариант — можно вместе проанализировать рынок труда, опыт успешных знакомых.

Не давите и тем более избегайте эмоциональных заявлений или реплик типа: «Так и будешь всю жизнь по подъездам с друзьями мотаться?».

Если у ребенка с этим периодом совпала еще и юношеская влюбленность, ни в коем случае нельзя пренебрежительно отзываться об объекте его увлечения. Попробуйте, может быть, «половинку» удастся сделать своим союзником.

Кстати, дети вовсе не должны реализовывать ваши собственные несбывшиеся мечты. Позвольте им идти по жизни своей дорогой.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>