Нравственно-этическое воспитание

Нравственно-этическое воспитание

Современное общество столкнулось с острой проблемой нравственного воспитания детей, методы, используемые ранее, становятся менее эффективными, а подрастающему поколению все сложнее привить нравственно-духовные ценности. На сегодняшний день дети получают огромный пласт информации из СМИ, интернета, школ, кино и детских садов, которые, к сожалению, скорее способствуют размыванию понимания нравственных норм. Именно такое положение дел и заставляет общество все чаще задумываться над проблемой нравственно-этического воспитания детей всех возрастов.

Особенности нравственно-этического воспитания дошкольников В возрасте 4-6 лет для ребенка особенно важно нравственно-этическое воспитание, так как именно в этот период дети особенно восприимчивы к усвоению нравственных требований и норм, которые являются наиболее важной стороной процесса формирования личности и характера ребенка. Именно эти нормы в будущем станут мерилом поступков ребенка и той базой, благодаря которой он сможет правильно понимать и оценивать эмоции и чувства окружающих людей. Понимание сути таких понятий, как справедливость, любовь, дружба, сострадание и доброта не только является значительным уровнем эмоционального развития, но и помогает ребенку спокойнее переживать стрессовые ситуации и не поддаваться негативному влиянию извне. В результате такого нравственно-этического воспитания дошкольников дети начинают вести себя правильно не для одобрения со стороны взрослых, а считают соблюдение норм поведения важной составляющей отношений между людьми. Эмоции играют в жизни ребенка наиболее важную роль, так как именно они помогают реагировать и формировать отношение дошкольника к окружающей действительности. Нравственное воспитание определяется тем, что усваивая язык чувств и эмоций, спектр которых с возрастом расширяется и становится более разнообразным, ребенок овладевает способностью выражать свои переживания при помощи различных невербальных и вербальных средств, в соответствии с принятыми в обществе нормами. Разница между двухлетним и пятилетним ребенком состоит в том, что малыш старшего возраста уже умеет скрывать свой страх и не поддаваться эмоциям, сдерживать слезы и возникающую агрессию. Благодаря нравственно-этическому воспитанию, дети более осознанно используют свои чувства и эмоции. Становление эмоциональной среды детей дошкольного возраста очень тесно связано с их нравственно-этическим воспитанием и имеет свою динамику. Основываясь на жизненных примерах, у них складывается свое собственное отношение как к негативным качествам (жадность, злословие, лживость), так и к хорошим человеческим качествам (способность любить, поддерживать, опекать и т.д.). По мере взросления такое отношение к основополагающим понятиям жизни продолжает развиваться, а при помощи поведения окружающих ребенка взрослых закладываются нравственные нормы его поведения. Среда, в которой дошкольник растет, определяет направление его нравственного развития на протяжении всей его жизни. То, какая манера поведения принята и приветствуется в семье, как правило, воспринимается ребенком в качестве общепринятой нормы.

Нравственно-этическое воспитание школьников Нравственным воспитанием ребенка в начале его жизни занимаются родители, затем, в зависимости от того, принимается ли решение отдать ребенка в детский сад, им занимаются наравне с родителями воспитатели детских садов, после же эстафета передается учителям в школах. В возрасте 6-7 лет у ребенка уже сформировано четкое представление о том, что хорошо и правильно, а что нет, в его поведении присутствуют навыки элементарной вежливости. Круг общения ребенка в школе становится более широким, к его обязанностям прибавляется учеба, ему приходится выстраивать отношения с новыми для него людьми. В первые 3-4 года школьной жизни ребенок особенно восприимчив к нравственно-эстетическому воспитанию, он прекрасно усваивает нормы и правила поведения в обществе. Благодаря выделению в отдельную систему нравственных норм у ребенка формируется своя собственная нравственная позиция, которой он будет следовать при любых обстоятельствах. Реализуя нравственно-этическое воспитание школьников, необходимо брать во внимание тот факт, что со временем их нравственные представления будут изменяться, а исход любого поступка уже не будет однозначным – хорошим или плохим. Становясь взрослее, ребенок будет открывать для себя, что порой хорошие поступки, осуществляемые с благими намерениями, приводят к негативным последствиям, но в силу недостаточной объективности дети судят о поступках лишь по их последствиям. Однако давая нравственную оценку поступку, даже если он привел к негативным последствиям, психологически дети уже способны принимать в счет намерения, с которыми человек совершил такое действие. Это связано с тем, что наряду с осознанием своего «Я» у ребенка складывается понимание «Я» окружающих людей. Именно в этот период особенно важно посредством нравственно-этического воспитания дошкольников сформировать у детей понимание интересов, потребностей и переживаний других людей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>