Мы — самостоятельные люди, или Как воспитать помощника?

Мы — самостоятельные люди, или Как воспитать помощника?

Да здравствует самостоятельность! Именно с нее все и начинается. Удовлетворенность, уверенность в себе и желание делать все больше и больше нового. Развивать самостоятельность нужно как можно раньше, как только ребенок уже понимает нашу речь и может выполнять несложные просьбы. Это происходит примерно в годик. В этом возрасте дети невероятно активны и схватывают все на лету. Им очень интересны взрослые дела. И очень полезно их в эти дела вовлекать. Вот, к примеру, вы собрались пропылесосить. Попросите ребенка вам помочь: пусть по одной складывает разбросанные по ковру игрушки в коробку или просто поднимает их с пола на диван, стол, стул и т. д. Моете пол? Малыш будет рад принести вам швабру и поелозить по полу тряпкой. А потом обязательно сделайте вывод: «Вот какие мы молодцы, теперь дома так чисто! Как ты маме помог! Умничка! Спасибо!»

Благодарность и терпение Похвала, выражающая вашу благодарность — мощный стимул в воспитании маленького помощника. Он увидит, что его труд ценится, обрадуется, загордится собой и будет помогать снова и снова. А вот со всевозможными призами и наградами за помощь лучше не перебарщивать. Важно воспитать в ребенке искреннее желание помочь, а не готовность машинально сделать что-то за вознаграждение. Терпение — еще один ваш союзник в успешном приучении ребенка к труду. Ведь в учебе, как водится, не всегда все гладко. В благородном порыве помочь малыш может и свои носочки в мусор выбросить, и ваши туфли в стиральную машину засунуть, и опрокинуть ведро грязной воды на только что вымытый пол… Помните, что ругая его за это, вы отбиваете желание участвовать в домашних делах. Лучше доходчиво объяснить, что и почему он сделал не так. Объяснять придется не единожды. Но результат будет — проверено на практике. Обязательно ликвидируйте последствия неудачной помощи вместе с ребенком: «Ну что ж, давай вытрем пол. Отнеси, пожалуйста, туфли на место». Так он постепенно научится нести ответственность за свои поступки.

Труд в удовольствие Очень важно воспитать ребенка так, чтобы труд не воспринимался как что-то ужасное. Напротив — он должен приносить удовольствие. Для этого понаблюдайте, что малыш делает охотнее всего. Как можно чаще давайте ему мелкие поручения, которые вызывают радость. Бывает, что ребенок не реагирует на ваши просьбы. Не стоит на него наседать и требовать немедленного выполнения — в другой раз. Ведь мы только в процессе обучения! Чтобы ребенок охотно брался за работу, акцентируйте внимание на результатах его труда. Соберите огромную башню из кубиков и сфотографируйте этот шедевр. Вручную постирайте грязную плюшевую собаку и расчешите ей шерстку: «Ой, какая она теперь у тебя беленькая, ухоженная, красивая!» А также все время демонстрируйте, что ребенок — хоть и маленький, но член семьи, что его мнение учитывается, что его помощь необходима. Отправляясь в супермаркет, посоветуйтесь: «А что сегодня приготовим на ужин? Что нам нужно купить?» Годовалому крохе называйте наименования продуктов, внося их в список, а детки постарше даже помогут вам его составить!

Это выполнимо! Таким образом, воспитание помощника — задача не такая уж сложная. А для ее выполнения требуется всего лишь желание позволить ребенку быть самостоятельным, вера в его собственные силы и восприятие его как полноправного члена семьи, а не маленького прихотливого принца. Хлопочите по хозяйству вместе, подавайте собственный пример. Хвалите за достижения и проводите работу над ошибками малыша. Не высмеивайте, не ругайте, не критикуйте! Как можно чаще поручайте ребенку то, что ему выполнить интересно. Демонстрируйте свое уважение к маленькому помощнику, а также ценность и необходимость его помощи. А если же вы не решаетесь привлекать к труду маленького человечка, «великодушно» продлевая его детство, знайте, что это просто необходимо для его личностного развития. Так что начните прямо сейчас — и вам, и ему это понравится!

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>