Как научить ребенка вежливости?

Как научить ребенка вежливости?

За таким поведением теряется главное — как избежать таких ситуаций в будущем? Что нужно сделать, чтобы ребенок перенял ваши ценности, усвоил те правила поведения, которые в дальнейшей жизни будут помогать строить отношения, а не разрушать их? Самое время познакомиться с методом ролевой игры! — Анна Борисовна, угощайтесь шоколадкой! — говорит мне Маша и протягивает открытую плитку горького шоколада, поломанного на пластинки. Маша — ученица третьего класса. А еще — это моя ученица, с которой я занимаюсь в качестве репетитора. — Спасибо, Машенька, я не хочу. — Вот-вот! Никто не хочет эту горечь! Уже два дня здесь валяется. А я всем предлагаю. Может, кто-то съест?

Честно говоря, я даже растерялась. Слово «валяется» особенно как-то резануло. При этом я точно знаю, что Маша предлагает всем шоколадку искренне и никаких дурных мыслей не имеет. Но делает это так, что после такой формулировки невольно думаешь: «Хорошо, что отказалась!» Чуть позже я решила рассказать об этом Машиной маме. Нужно ребенку показать, как можно угостить другого человека, особенно взрослого, не обесценив то, что предлагаешь, и соблюдая правила этикета. Боже, что тут началось! Мама покраснела, расстроилась, даже немного обиделась: — Не может такого быть! Маша никогда… Я сама никогда… В нашей семье не принято, чтобы… Я услышала подробное описание правил дарения подарков и угощений. Как это было в мамином детстве и как сейчас она это делает. Что книги они дарят в целлофановой упаковке, чтобы никто не подумал, что книга не новая. Что вещи они никогда не передаривают. Что она, конечно, с Машей поговорит, но вообще все это странно! За 25 лет работы в начальной школе мне не раз приходилось сталкиваться с таким поведением детей. И знаете, что самое сложное? Это разговор с родителями. Очень трудно бывает им объяснить, что я сейчас не обвиняю их, а просто хочу обратить внимание на те аспекты поведения ребенка, которые могут из раза в раз ставить их детей в неловкую ситуацию.

Возраст, о котором идет речь — 9−10 лет. Это тот возраст, когда ребенок становится очень активным в социальной сфере. Он становится взрослым. Он ощущает себя взрослым. Об этом говорят его поступки, рассуждения, увлечения. Ребенок начинает брать на себя больше ответственности, принимает решения. В это же самое время он начинает понимать, что можно что-то недосказать, о чем-то умолчать. Он начинает манипулировать. Иногда очень ловко, со знанием дела. Ведь жизненного опыта уже достаточно, чтобы начать разбираться в людях, в мотивах их поступков. Особо хочу обратить внимание тех родителей, у которых дети находятся под присмотром няни. Няня — как правило, женщина пенсионного или предпенсионного возраста. В любом случае, это взрослый человек. Но ребенок к нему часто обращается на «ты». И отношения между ними строятся «на равных». Но ведь в реальной жизни взаимодействие с людьми старшего возраста происходит иначе. Соблюдаются правила вежливости и нормы этикета. С няней же эти нормы нарушаются. И у ребенка складывается неверное представление о том, как разговаривать со старшими. В дальнейшем эта манера взаимоотношений автоматически переносится на всех взрослых людей, которые окружают ребенка: бабушек, дедушек, педагогов и т. д. Причем проявляется это поведение в отсутствие родителей. Поэтому они часто не могут поверить, что ребенок так себя ведет.

А что происходит в этот период в жизни родителей? Родители — это люди 30−40 лет. Самый активный возраст для выстраивания карьеры, осознанного отношения к делу, которым сейчас они занимаются. Это пик познавательной деятельности. Поэтому эти люди много читают, изучают, работают над собой. Это время когнитивной зрелости. Известный теоретик Лейбоуви-Виф критерием когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и ответственность. Эти качества проявляются во всех сферах жизни человека: и в работе, и в семье. Особенность людей этого возраста — перфекционизм. Сами стремясь быть успешными, родители предъявляют те же требования и к своим детям. Ноша, надо сказать, для многих детей непосильная! И тут ребенок встает перед вопросом: как облегчить свое комфортное существование, при этом не потеряв расположение родителей? Вот тут и проявляются и обман, и замалчивание проблем, и манипуляции. Родителям бывает сложно понять причины такого поведения ребенка. Логика подсказывает, что если есть достаток, то нет причин воровать, брать тайком. Если есть большие цели и планы, то нет причин увиливать от каких-то важных, но не очень приятных, дел. Родители воспринимают ребенка как продолжение себя. Поэтому часто от них можно услышать: «Я никогда так не делаю», «В нашей семье не принято…» Многие детские ошибки воспринимаются агрессивно или не принимаются вообще. Особенно это касается поведенческих ошибок!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>