Говорить ли ребенку правду о его способностях?

Говорить ли ребенку правду о его способностях?

Почему критика – это хорошо
Некоторые родители боятся критиковать детей. Поэтому все, что делает их сын или дочь, получает самую лестную (хоть и неискреннюю) оценку. Но это медвежья услуга. Малыши, которых с детства хвалят за все, что бы они ни сделали, впоследствии стараются избегать сложных задач и вызовов. К тому же они очень тяжело переносят замечания – неудивительно, ведь их никогда не критиковали. Вырастая, такие дети стараются действовать так, чтобы их точно похвалили: то есть берутся исключительно за самую легкую работу и боятся пробовать что-то новое. В современном мире это провальная стратегия.

Критика необходима для формирования уверенной в себе, творческой и уравновешенной личности. В первую очередь, она помогает нам расти. Ведь если мальчик или девочка слышит только похвалу, он или она никогда не задумается о том, что нужно поменять, чтобы стать лучше, и не научится видеть ошибки. А это значит, будет совершать их снова и снова.

Кроме того, здоровая критика позволяет нам лучше узнать самих себя, увидеть свои сильные и слабые стороны и выбрать свой собственный путь.

Как правильно критиковать ребенка
Детям важна поддержка и оценка взрослых. Они очень внимательно слушают нас (хотя иногда кажется, что это не так). Одно брошенное вскользь неосторожное слово может оказать влияние на всю оставшуюся жизнь. “Какой тебе балет, ты же у меня толстушка”, – и спустя 30 лет молодая женщина будет бороться с комплексами, порожденными необдуманной критикой ее мечты.

Здоровая критика полезна – но она должна быть конструктивной. Такая критика концентрируется не на том, что было сделано плохо (“Твой рассказ – какая-то глупость”), а на том, как можно улучшить результат (“У тебя отличный слог, но давай еще подумаем над сюжетом”).

И никогда и ни при каких обстоятельствах критика работы ребенка не должна затрагивать его личность. Обсуждайте то, что он сделал, а не его самого.

Не судите, а обсуждайте
Вместо того чтобы с разбегу выносить вердикт “Это не твое”, попробуйте вместе с ребенком оценить плоды его трудов. Спросите его, нравится ли ему самому, как все получилось? Что в следующий раз он сделал бы иначе? Вышло ли все, как он задумывал? Что ему нужно, чтобы делать это еще лучше – может, сменить акварель на карандаш, начать заниматься с преподавателем, больше тренироваться, прежде чем предъявлять миру результат?

Такой диалог крайне важен, ведь он учит сына или дочь самостоятельно оценивать свои усилия, а не ждать одобрения или критики со стороны. Но что еще важнее, при помощи подобных вопросов маленький человек сам сможет вычислить свои слабые стороны и наметить зоны роста.

Не требуйте от ребенка совершенства
Вы считаете, что ваша дочка танцует плохо и ей не стоит тратить время на балет. Хорошо, но с кем вы ее сравнивали, чтобы вынести такое суждение? Конечно, она сильно проигрывает примам Большого – но им проигрывает кто угодно. Для того чтобы так летать по сцене, нужны годы упорных тренировок, а ваша малышка только начала заниматься танцами. Никто не способен достичь совершенства за пару недель.

Да и нужно ли его достигать? Люди занимаются рисованием, музыкой, танцами и теннисом не только для того, чтобы достичь карьерных высот. Многие делают это просто ради удовольствия. Ведь вы тоже не помышляете о концерте на стадионе, когда поете в караоке, и печете пироги не потому, что хотите попасть в кулинарное реалити-шоу.

К тому же мы не всегда можем оценить истинный масштаб таланта ребенка. Вы уверены, что сможете отличить хорошее джазовое соло от плохого, гениальный код от посредственного или оригинальный комикс от рядового? Порой нам просто не хватает знаний, чтобы распознать в “кривлянии” незаурядный актерский талант, а в невнятных почеркушках – фантастическое чувство композиции.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>