Дети с нарушением слуха: особенности образования, слуховые аппараты и реабилитация

Дети с нарушением слуха: особенности образования, слуховые аппараты и реабилитация

По статистике Всемирной организации здравоохранения, проблемы со слухом есть примерно у 6% населения планеты. Особенно остро проблема стоит в детском возрасте, когда без способности слышать ребенок не может выстроить полную картину мира. Поэтому вопросы раннего обнаружения и реабилитации тугоухости и глухоты у детей являются одними из самых важных в медицине.

Родителям, которые узнали о том, что их ребенок плохо слышит, очень сложно принять это, но постепенно и они убеждаются в том, что многое зависит даже не от того, насколько и как утрачено слуховое восприятие, а от того, насколько правильно ребенок реабилитирован, ведь именно это важно для его дальнейшего развития, обучения, жизни.

Зачем нужен хороший слух?
О значении слуха люди начинают задумываться в основном тогда, когда лишаются его. Даже для взрослого лишение возможности воспринимать мир на звук становится настоящей трагедией. Что касается ребенка, то слух необходим ему для того, чтобы познавать этот мир в полной мере. Даже ограничение функции на одно ухо приводит к тому, что многие вещи становятся для малыша недоступными, он не может в полном объеме услышать звуки природы, обращение к себе родителей, ему сложно различать нюансы музыки. Если ребенок глух или слабослышащий на оба уха, под вопросом оказывается его овладение речевыми навыками.

Речь формируется сначала в пассивном виде – ребенок слушает звуки, которые воспроизводят другие, и только после этого он пытается повторять их сам. Если звуков он не слышит, то и повторять ему просто нечего. Если речь неразвита или развита недостаточно, у ребенка не формируется необходимого для коммуникаций и обучения словарного запаса, у него страдает логическое мышление. И, естественно, отсутствие хорошего слуха не может не сказываться на формировании личности ребенка в целом.

Многое зависит и от времени наступления патологии. Если ребенок утратил способность хорошо слышать уже в возрасте, к которому он накопил определенный словарный запас, то без грамотной реабилитации вскоре он может утратить его.

Классификация
В вопросах реабилитации и прогнозирования очень важное значение играет причина ухудшения или потери слуха. Если у ребенка во время гриппа или ОРВИ развивается отит и в связи с этим начинается воспаление одного из отделов органов слуха, к числу детей с нарушениями слуха он не относится, поскольку его потеря, вероятно, временная, и слух восстановится после лечения.

Дети с нарушениями слуха, по международному определению, – это дети, которые имеют стойкое (то есть необратимое) снижение слуха на оба ушка. При этом восприятие звуковой информации может быть затруднено (у ребенка тугоухость) либо не представляется возможным вообще (у малыша глухота).

Глухота считается наиболее тяжелой формой слуховой дисфункции, особенно если приобретена она в раннем возрасте или представляет собой врожденную патологию.

Тугоухость бывает разной по степени потери способности слышать, и при незначительных формах ребята вполне способны учиться в обычной школе, поскольку плохо воспринимают только шепотную речь, а при средней или тяжелой степенях тугоухости без коррекции и реабилитации обучение и общение станет задачей невыполнимой, поскольку даже при остаточном слухе, если ребенок родился с тугоухостью или лишился слуха в раннем возрасте, речь развиваться не будет.

Все ребята со слуховой дисфункцией делятся на три группы: неслышашие (глухие полностью), слабослышащие и оглохшие поздно. Если с первыми двумя группами все более-менее понятно, то к третей относят детей, которые лишились возможности нормально слышать в возрасте, когда их речь была уже сформирована.

Причины нарушений
Слуховая функция человеческого организма очень тонко организована, нарушить ее может любой негативный фактор как до нашего рождения, во внутриутробном периоде, так и после. В связи с этим причины утраты слуха или его первичного отсутствия могут быть самым разными.

Наиболее часто встречаются такие факторы.

Наследственные – у родителей, имеющих проблемы со слуховой функцией, чаще рождается потомство с аналогичной проблемой, при этом унаследовать глухоту или тугоухость от рождения ребенок может не только от мамы и папы, но и от бабушки, дедушки. Генетики доказали, что глухота способна передаваться как по доминантному, так и по рецессивному признакам.
Врожденные – сложившиеся во время внутриутробного формирования плода, особенно в периоды, когда закладываются структуры органов слуха и соответствующие отделы головного мозга. Причиной отсутствия слуха у малыша способна стать вирусная инфекция, которой мама переболела, особенно это опасно в первом триместре, резус-конфликт мамы и плода, прием беременной антибиотиков, курение и прием спиртных напитков в период ожидания ребенка.
Родовые – аномалии слуховой функции в этом случае развиваются в результате родовых травм, таких, к примеру, как сдавление головки, применение акушерских щипцов, патологические роды, травмы шейных позвонков и т. д.
Приобретенные инфекционные – развиваются у ребят, родившихся с нормальным слухом, в качестве осложнений заболеваний. Наиболее часто глухота и тугоухость становятся следствием таких болезней, как менингит, скарлатина, корь, инфекционный паротит (свинка). Для грудничков очень опасны все штаммы вируса гриппа. Поражения слуха при инфекционной болезни в основном проявляются в поражении слухового нерва, улитки. Тяжелый, особенно гнойный отит, перенесенный ребенком, вполне может осложниться развитием тугоухости, обычно в легкой или средней степени. Лабиринтит чаще приводит к тяжелой тугоухости и глухоте. Причиной может стать перенесенный мастоидит, ушной свищ, евстахиит.
Приобретенные иные – часто проблемы со слухом развиваются у детей, страдающих аденоидами. Может развиться тугоухость и глухота из-за черепно-мозговой травмы, из-за приема ототоксичных антибиотиков (гентамицин, мономицин, неомицин, стрептомицин).

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>